Материальная помощь к отпуску может быть предусмотрена локальным или ведомственным нормативом. Но учитывается ли она при исчислении отпускных для работника? Рассмотрим этот вопрос в нашей статье.

Что представляет собой материальная помощь к отпуску?

Для того чтобы ответить на вопрос, входит ли в расчет отпускных материальная помощь, следует определиться с тем, что понимать под материальной помощью в контексте отпускных выплат.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 30.11.2010 № ВАС-4350/10 приводит тезис о том, что к материальной помощи следует относить выплаты работодателя, не связанные с выполнением работником трудовой функции и направленные на удовлетворение социальных потребностей гражданина в трудной ситуации. Это может быть, например, причинение вреда имуществу и/или здоровью в связи с чрезвычайным происшествием, тяжелое заболевание, смерть близкого родственника, рождение (усыновление) ребенка и т. д.

По логике указанного постановления к материальной помощи - к отпуску в том числе - также следует относить выплаты, которые:

  • не входят в систему оплаты труда;
  • не выплачиваются на регулярной основе;
  • не связаны с производительностью труда;
  • не носят стимулирующего характера.

И если та или иная выплата (при этом неважно, единовременная она или многократная) будет соответствовать указанным 4 критериям, то она вполне может быть классифицирована как материальная помощь.

Для того чтобы доказать проверяющим, что такие выплаты являются именно материальной помощью - к отпуску или нет, неважно, - фирма-работодатель может в коллективном трудовом договоре привести четкое определение материальной помощи, а также критерии ее предоставления. За основу можно взять рассмотренные нами тезисы ВАС РФ.

Какое имеет значение факт отнесения выплат к материальной помощи?

Критерии отнесения тех или иных выплат к материальной помощи для работодателя могут играть роль:

1. При ведении налогового учета.

Дело в том, что материальную помощь нельзя включить в расходы при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (п. 23 ст. 270 НК РФ). В свою очередь, выплаты работникам, не признаваемые материальной помощью, в расходы включаются.

О том, как матпомощь влияет на величину налога на прибыль, узнайте .

Как материальная помощь облагается страховыми взносами, читайте в этой статье .

См. также:

  • «Облагается ли материальная помощь сотруднику НДФЛ?» ;
  • .

2. При исчислении отпускных.

Материальная помощь может быть как полностью исключена из (п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней зарплаты, утвержденного постановлением Правительства России от 24.12.2007 № 922), так и в ряде случаев и с определенными ограничениями включена в нее (п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, далее — Правила).

Но когда материальную помощь к отпуску (или предоставленную до него) следует включать в расчет отпускных?

Ответ на данный вопрос зависит от правового статуса фирмы работодателя. Дело в том, что законодательством РФ установлены отдельные правила расчета отпуска для:

  • федеральных гражданских служащих;
  • остальных работников (в том числе сотрудников региональных и муниципальных ведомств).

Материальная помощь (единовременные выплаты) при расчете отпуска федеральных служащих: нюансы

К федеральным гражданским служащим относятся работники ведомств, которые получают зарплату за счет федерального бюджета без привлечения иных бюджетных источников финансирования (п. 1 ст. 10 закона «О системе государственной службы» от 27.05.2003 № 58-ФЗ).

Материальная помощь — разновидность дополнительных выплат федерального гражданского служащего (п. 2 Правил). Она обособляется от различных надбавок и поощрений и потому может рассматриваться как не имеющая отношения к системе оплаты труда.

Вместе с тем, в соответствии с п. 6 Правил, материальная помощь входит в расчет отпускных сотрудников федеральных ведомств. Но не полностью, а ограниченно — как 1/12 каждой из начисленных выплат за расчетный период перед отпуском (12 месяцев).

При этом в расчет берутся только фактические выплаты, а не нормативные, если таковые предусмотрены (письмо ФНС России от 23.11.2007 № ВЕ-6-16/906). В формуле расчета отпускных может быть учтено несколько выплат материальной помощи - к отпуску или до него (письмо Минздравсоцразвития РФ от 15.11.2007 № 3495-17).

Юрисдикция Правил, введенных постановлением 562, распространяется на все должности в федеральных ведомствах, кроме тех, по которым размер оплаты труда определяется исходя из показателей эффективности работы (в порядке, установленном п. 14 ст. 50 закона «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Учитывается ли материальная помощь при расчете отпуска в частной фирме?

В частных фирмах и всех тех хозяйствующих субъектах, которые не относятся к системе федеральных ведомств, материальная помощь не учитывается при исчислении размера отпускных — как и прочие выплаты социального характера. Данное правило касается, в частности, и муниципальных служащих (решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 25.03.2015 № 2-116/2015).

Нужно отметить, что сам факт использования понятия «материальная помощь» в локальных и общеотраслевых ведомственных (на уровнях ниже федерального) нормативах ничего не будет значить, если выплаты, ассоциированные с данным понятием, фактически не будут соответствовать критериям материальной помощи. Выплаты, названные материальной помощью в локальном акте, но не соответствующие им по существу, будут считаться трудовыми (письмо Минфина от 26.06.2012 № ЕД-4-3/10421@). Их нужно будет учитывать при расчете отпуска.

Если в нормативах, регулирующих работу конкретно федеральных ведомств, понятие «материальная помощь» прямо ассоциировано с системой оплаты труда (и не подпадает под действие п. 3 Положения по постановлению 922), то, тем не менее, учитывать такую помощь при расчете отпускных федеральным служащим нужно по Правилам, утвержденным постановлением 562.

Так, п. 32 Положения, введенного приказом Рособрнадзора от 17.07.2015 № 1247, устанавливает, что работникам Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки полагается единовременное предоставление материальной помощи в размере одного оклада. Связь материальной помощи и трудовой функции очевидна, однако ее сумма не включается в расчет отпускных полностью, а только в 1/12 части — как предписывает вышестоящий ведомственный нормативный акт.

Итоги

Материальная помощь к отпуску включается в расчет отпускных работодателем в статусе федерального ведомства, но не полностью, а в размере 1/12 части от фактических выплат. Остальными работодателями — включается только при условии, что выплаты, которые локальным нормативом названы материальной помощью, являются фактически трудовыми (поощрительными, стимулирующими). Не имеющие отношения к трудовой функции выплаты в виде материальной помощи в частных фирмах и бюджетных организациях, не относящихся к федеральным ведомствам, не учитываются при расчете отпускных.

Как правило, периодичность выплат не является критерием их отнесения к материальной помощи или к трудовым поощрениям.

Отпуск оплачивается исходя из среднего заработка гражданина за расчетный период, как правило, год. Расчет среднего заработка регламентирует постановление Правительства №922 от 24-12-07 г. («Положение»). В этом документе указывается, что материальную помощь из формулы расчета отпускных следует исключить. В то же время в отдельных случаях матпомощь может включаться в расчет отпускных выплат.

Включать или не включать?

Пункт 3 Положения однозначно исключает матпомощь из расчета среднего заработка. Основание – они не входят в систему оплаты труда. Действительно ли это так?

Материальная помощь выдается сотруднику фирмой обычно в трудных жизненных ситуациях, требующих крупных расходов:

  • болезнь;
  • непредвиденный материальный урон вследствие чрезвычайных обстоятельств;
  • рождение детей;
  • смерть члена семьи и пр.

Такие суммы не оплачивают какой-либо труд работника, не стимулируют его, они носят нерегулярный характер.

Несмотря на то что в ст. 139 ТК РФ (ч. 2) упомянуты «все виды выплат», включаемые в среднюю величину заработка, однако это все те же «предусмотренные системой оплаты труда» выплаты, к которым матпомощь отнести невозможно.

На практике могут возникать ситуации, когда руководство фирмы, применяя в приказе термин «материальная помощь», на самом деле выдает работникам премии, начисление которых проходит в расчетном периоде. Понятие «материальная помощь» отсутствует в трудовом законодательстве, что также осложняет вопрос отнесения тех или иных выплат к этой категории.

В то же время в законодательстве нет запрета на то, чтобы именовать поощрения за труд «материальной помощью». С учетом того факта, что далеко не все премии включаются в расчет среднего размера заработной платы, может возникнуть путаница в кадровой, бухгалтерской документации, расчетах базы по налогу на прибыль.

К сведению! Последнее особенно важно, ведь материальная помощь, согласно НК РФ, ст.270 (п.23), не может включаться в затраты и уменьшать базу по налогу на прибыль. Выплаты, не проименованные как матпомощь, могут быть включены в расчет.

Выход здесь возможен такой: когда фактически фирмой выплачиваются премиальные, а называются в приказах «материальная помощь», от сомнительного термина лучше отказаться. Одновременно в ЛНА (например, в Положении о премировании и в других, им подобных) следует прописать, какие именно премии за квартал, месяц, год выплачиваются работникам в рамках системы оплаты труда организации.

ЛНА, как регулирующий механизм выплаты заработной платы и приравненных к ней сумм, упомянуты в Трудовом кодексе (ст. 57, 41). Формулируя положения ЛНА, нужно при необходимости разграничить в нормативных актах премию и матпомощь, можно опираться на постановление ВАС №ВАС-4350/10 от 30-11-10 г., который определяет матпомощь как выплату в целях удовлетворения социальных потребностей работника.

Федеральные служащие

В контексте рассматриваемого нами вопроса особая категория – федеральные служащие, граждане, которые за свой труд получают выплаты исключительно из федеральных источников финансирования (ФЗ №58 «О системе госслужбы» от 27-05-03 г.).

ФЗ №79 от 27-07-04 г. «О государственной гражданской службе» прямо предусмотрена материальная помощь госслужащим к отпуску (ст. 50 п. 5-6). Упомянута в этом подпункте и единовременная выплата к отпуску. Существует Постановление Правительства №562 от 06-09-07 г. («Правила»), устанавливающее правила расчета денежного содержания гражданских госслужащих, получающих выплаты из федерального бюджета за свой труд. Этот вопрос рассмотрен в п. 6 Правил.

Матпомощь, исходя из п. 1 Правил, может считаться выплатой, не входящей в систему оплаты за труд, тем не менее в расчет отпускных она будет включаться. Законодатель предусмотрел ограничение на включение таких сумм в расчет среднего заработка по отпускным – не более 1/12 части по каждой выплате матпомощи, проходящей в расчетном периоде.

При этом:

  • учитываются фактические выплаты, а не те, что предусмотрены нормативом (если он имеет место);
  • в расчет может включаться несколько видов матпомощи.

По первой ситуации высказалась налоговая служба в письме №ВЕ-6-16/906 от 23-11-07 г., а по второй – Минсоцразвития, документ №3495-17 от 15-11-07 г.

Внимание! Региональные, муниципальные служащие, в отличие от федеральных, не имеют права на включение материальной помощи при расчете им отпускных выплат. Об этом свидетельствуют как законодательные акты РФ, так сложившаяся судебная практика.

Итоги

  1. В подавляющем большинстве случаев материальная помощь не включается в расчет среднего заработка, следовательно, в итог по расчету отпускных выплат входить не может.
  2. Исключительная категория – федеральные служащие. Их материальная помощь может частично быть включена в расчет отпускных выплат (в размере 1/12 по каждой выплате).
  3. Муниципальные служащие не имеют права на увеличение размера отпускных за счет материальной помощи.
  4. Коммерческие фирмы и иные организации, не подчиняющиеся законодательству о государственной службе, должны в своих ЛНА четко разграничивать понятия «материальная помощь» и «премия». Матпомощь в затраты в целях НУ не включается.

Материальная помощь входит в расчет отпускных или нет? По трудовому законодательству взрослые граждане нашей страны обладают правом на труд и на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Что такое отпускные

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, каждому работающему гражданину положен ежегодный оплачиваемый отпуск минимум в 28 календарных дней с сохранением рабочего места.

Отпускные - это выплата, которую получает работник за 3 дня до отпуска за ранее отработанное время. Отпускные деньги являются второй статьей доходов после зарплаты, поэтому расчет должен быть очень скрупулезным. Получение отпускных денег гарантировано сотрудникам, которые оформили официальные трудовые договоры с работодателем. Деньги выдаются всем сотрудникам, независимо от занимаемой должности. Исчисление выплаты за отпуск ведется из бухгалтерского расчета последних 12 рабочих месяцев.

Для расчета принимают значение календарного месяца, то есть действительного периода с 1 по 30 (или 31) число. При найме на работу не с первого числа рабочие дни до начала следующего месяца в расчете не участвуют.

Выплаты за отпуск начисляют, отталкиваясь от двух показателей:

  1. Период расчета - сумма отработанных дней между отпусками.
  2. Усредненная зарплата - тоже рассчитывается за период между отпусками.

В денежном выражении каждый день отдыха равен усредненной дневной зарплате. Поэтому нужно сложить плату за выполненную работу и остальные денежные выплаты, которые являются обязательством предприятия.

Особый вид денежных выплат - материальная помощь

Надо разобраться, что такое материальная помощь и к каким выплатам ее относить.

Точного определения понятия "материальная помощь" не дает ни трудовое законодательство, ни налоговое. Но, изучив нормы закона "О страховых взносах" и Налогового кодекса РФ, можно прийти к следующему заключению. Законодатели отнесли материальную помощь к доплатам социального характера и не связали ее напрямую с работой, выполняемой сотрудником.

Так как матпомощь не имеет зависимости от экономических показателей деятельности предприятия (будь то объемы продаж, выполнение плана или др.), в отличие, например, от ежеквартальных премий, ее нельзя отнести к расходам на заработную плату работников предприятия.

Иногда по воле директора организации работнику выдается определенная сумма материальной помощи.

Возможно, это стандартная денежная выплата, возвращаемая за поездку в санаторий, или поощрительная сумма.

Коллективный корпоративный договор или положения, регулирующие оплату труда и выплату материальной денежной помощи на данном предприятии, решают, какие выплаты будут относиться к зарплате.

Но так как эти доплаты не привязаны к заработной плате, то и в расчете отпускных они не принимают участия.
Специалисты, ведущие бухгалтерский учет, четко разъясняют, участвует ли материальная помощь в расчете отпускных. Социальные доплаты, не участвующие в расчете средней дневной заработной платы, следующие:

  1. Средства на оплату коммунальных услуг.
  2. Единоразовая социальная материальная помощь.
  3. Возврат средств за спецодежду, проезд, отдых или питание сотрудника.
  4. Выплаченные дивиденды от акций предприятия или проценты по корпоративным кредитам.

При исчислении среднедневной заработной платы в расчет входят выплаты:

  1. Ставка оклада, закрепленная трудовым договором.
  2. Процентные выплаты от выручки.
  3. Вознаграждение в организациях, работающих в сфере культуры и искусства, редакциях газет, журналов и интернет-изданий, авторские гонорары.
  4. Оплата труда сотрудника, выданная произведенной продукцией, материалами или сырьем.
  5. Доплаты за руководство, за переработку, за ночные смены, за трудовой стаж и т.п.
  6. Денежное вознаграждение депутатам, муниципальным и региональным служащим.
  7. К этому списку могут относиться постоянные дополнительно выдаваемые премии, закрепленные внутренними документами.

Пояснения правительства РФ

Сложившуюся ситуацию разъясняет постановление правительства РФ №922, вступившее в силу 24.12.2007, и ст. 139 Трудового кодекса.

Комментарии, поясняющие способы расчета среднемесячного и среднего заработка в день, предоставляет Министерство социального развития и здравоохранения.

Пункт 2 данного документа утверждает, что для вычисления усредненного заработка нужно придавать значение всем заявленным системой видам оплаты труда в отдельно взятой организации, видам выплат, никак не подчиняющимся источникам, совершившим выплаты.

Этот пункт вошел в новое постановление правительства и внес некоторые модификации в существующий перечень выплат.

Теперь из него исключили разность в оплате между должностными ставками сотрудников, заниженных в должности, но с сохраненной оплатой труда. Эту компенсацию выплачивают только в случае передвижения по технической или производственной необходимости (подробные разъяснения в ст. 74 и 182 Трудового кодекса РФ).

Приложение к положению №922 содержит обновленный список выплат. Вот некоторые из них.

  1. Доплата в денежном выражении, начисляемая работникам муниципальных ведомств за реально отработанные дни.
  2. Материальные выплаты за классное руководство сотрудникам педагогических коллективов муниципальных, региональных и государственных образовательных учреждений.
  3. Закреплены уточнения, разъясняющие основания выдачи денежного вознаграждения (или содержания), которое начисляется лицам за дни, отработанные по замещению государственных должностей.

Законодательно подтверждается, что эта доплата должна войти в расчет усредненной заработной платы лицам, которые временно замещают должности в субъектах РФ или государственные должности страны. К этому перечню отнесли депутатов, лиц, служащих на выборных должностях в местном самоуправлении, участников избирательной комиссии на постоянной основе.

Пункт 3 законодательно закрепил социальные и другие доплаты, которые не относят к плате за труд, и они не участвуют в расчете при исчислении средней заработной платы.

К этим выплатам отнесли единоразовую материальную помощь, возврат средств на оплату проезда, питания, отдыха, коммунальных услуг и др. Законодатель оправдывает это тем, что данные выплаты не могут называться заработной платой.

Трудовой кодекс так раскрывает понятие "заработная плата": это материальное вознаграждение, выплачиваемое работодателем работнику за выполнение трудовых функций в определенное время.

В бюджетных учреждениях разного уровня вышеописанные выплаты входят в систему оплаты труда работников, но по закону эти выплаты не учитываются при исчислении средней заработной платы.

Трудовое законодательство предусматривает положения, касающиеся не только работы, но и отпуска. Период отдыха длится 28 дней. За него выплачивается определенная сумма — отпускные, которые рассчитывают, исходя из средней зарплаты. Встает вопрос: как ее рассчитать и стоит ли учитывать при этом мат. помощь и прочие социальные выплаты?

Социальные выплаты выделяются на проезд, питание, обучение и прочие нужды. Одна из их разновидностей - материальная помощь. Она не имеет отношения к выполнению работником его непосредственных обязанностей, не выплачивается систематически и начисляется в индивидуальном порядке. Цель мат. помощи - помочь сотруднику в сложных финансовых обстоятельствах.

Выплаты предусмотрены для таких случаев:

  • приближение события, требующего больших затрат - например, свадьба или похороны;
  • необходимость в лечении;
  • неожиданные потери средств.

Мат. помощь оказывается работающим сотрудникам, членам их семей, пенсионерам, трудившимся на этом предприятии. Информация о порядке выплат входит в текст трудового договора. Возможно и принятие организацией отдельного положения, регулирующего начисление финансовой помощи.

Важно! Дополнительные выплаты к отпускным, которые начисляются в качестве поощрения, не могут приравниваться к материальной помощи. Они связаны с трудовыми достижениями работника.

Какие выплаты берут в расчет

Для определения отпускных смотрят размер среднего заработка. В расчет включают все выплаты сотруднику, входящие в систему оплаты. При этом не учитываются:

  • материальная помощь и прочие социальные выплаты - на оплату питания, обучения или проезда;
  • суммы, начисленные вне расчетного периода, среди прочего сюда включаются выплаты за командировки и за простой;
  • поощрения, не входящие в систему оплаты на предприятии.

Помимо мат. помощи, которая выплачивается в связи с событием, требующим больших расходов, может начисляться дополнительная сумма к отпускным. Подобные выплаты производятся по инициативе руководителя и часто применяются для стимулирования работников. Такие дополнительные перечисления также не учитываются при расчете среднего заработка

Важно! Материальная помощь не учитывается при определении размера отпускных.

Порядок начисления материальной помощи

Порядок, как будет начисляться материальная помощь, определяется руководством организации. Чтобы зафиксировать положения, издается отдельный приказ или формулируется соответствующий пункт в коллективном договоре. Понятие материальной помощи должно быть четко оговорено. Если в уставных документах прописаны неоднозначные формулировки, для налоговой инспекции это может выглядеть как занижение налоговой базы.

Должно быть ясно оговорено:

  • основания для начисления мат. помощи;
  • суммы;
  • сроки перечисления;
  • виды - денежные средства, продукты, предметы первой необходимости;
  • порядок осуществления выплат.

На практике перечисление мат. помощи должно полностью соответствовать пунктам уставных документов. Такая финансовая поддержка предоставляется и на масштабных предприятиях. Уставная документация должна предписывать один порядок как в главном офисе, так и в филиалах.

Как выплачивается финансовая поддержка

Чтобы получить мат. помощь, сотруднику нужно написать заявление и прикрепить документы, подтверждающие необходимость в этих средствах. Такую помощь отличают следующие характеристики:

  • рассчитывается индивидуально;
  • не выплачивается систематически;
  • не является поощрением;
  • не компенсирует затраты;
  • начисляется вне зависимости от заработной платы, карьерного роста или сферы деятельности компании.

Заявление подается руководителю. Если он принимает решение в пользу перечисления финансовой помощи, издается отдельный приказ. В нем прописывается ФИО сотрудника, причина и ссылка на документ, подтверждающий ее, конкретная сумма, срок выплаты. Берется в расчет и источник, откуда будут выделяться средства - из прибыли за период времени или из заработной платы.

Порядок выдачи средств и бухгалтерского учета

Средства, выделенные в качестве материальной помощи, выдаются наличными либо перечисляются на счет. В первом случае ее начисление может проводиться:

  1. Вместе с зарплатой. Тогда перечисление вносится в ведомость.
  2. Отдельно от заработной платы. В такой ситуации заполняют расходный кассовый ордер.

Учет материальной помощи зависит от того, выплачивается она бывшему сотруднику, вышедшему на пенсию, его родственнику или тому, кто еще работает на предприятии. В первом случае сумма идет по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если средства передаются на руки работнику предприятия, используется для учета кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

В зависимости от того, из какого источника выделяется сумма, указывается соответствующий дебет.

  1. Если средства выделены из текущей прибыли - дебет счета 91.
  2. Если средства взяты из прибыли, полученной в прошедших годах, - дебет счета 84.
  3. Когда финансовая поддержка берется из заработной платы - дебет счетов 20, 26, 44.

Начиная с 2010 года, материальная помощь подлежит налогообложению - уплачивается НДФЛ и взносы в фонды. Объясняется это тем, что оказание такой поддержки проходит как часть трудовых отношений между работником и предприятием.

Однако в ряде случаев перечисления освобождаются от налогообложения:

  • помощь оказывается бывшему сотруднику и не превышает 4 тысячи рублей;
  • средства передаются в связи со смертью близкого родственника либо самого работника;
  • выплата делается по случаю рождения ребенка, усыновления, удочерения, оформления опекунства и не превышает 50 тысяч рублей на одного ребенка;
  • деньги выплачиваются вследствие стихийного бедствия или другого чрезвычайного происшествия.

Важно! Материальная помощь освобождается от налогообложения и начисления страховых взносов только в случае, когда она выдана единовременно.

Общая формула для расчета отпускных

Таким образом, при расчете отпускных оказанная сотруднику материальная помощь не учитывается. Используется следующая формула:

Отпуск составляет в обычных случаях 28 календарных дней. Для расчета среднего дневного заработка используется две формулы. Если сотрудник полностью отработал расчетный период алгоритм следующий:

Если расчетный период отработан не полностью, берется следующая формула:

Как учитываются матпомощь и разовая премия в расчете отпускных в организации?

Прежде всего необходимо разобраться в том, из чего вообще должны складываться выплаты, причитающиеся работнику перед уходом в отпуск. Согласно ст. 115 ТК РФ каждому работнику, независимо от стажа и прочих обстоятельств, предоставляется отпуск сроком не менее 28 календарных дней за отработанный год, а в установленных законодательством случаях отпуск может быть и дольше. Согласно ст. 136 ТК РФ отпуск оплачивается как минимум за 3 дня до его фактического начала.

При этом, согласно ст. 114 ТК РФ, на время отпуска за сотрудником должен быть сохранен средний заработок. Соответственно, при оплате отпускных нужно определять, что именно входит в понятие «средний», а что нет. И все вопросы как раз и связаны с тем, материальная помощь входит в расчет отпускных или нет?

Исходить при этом нужно из следующего:

Таким образом, предварительный вывод будет следующим: материальная помощь, предоставленная работнику от предприятия, не может учитываться при начислении средней зарплаты, а значит, размер отпускных не должен пропорционально увеличиваться. То же самое касается и любых других выплат, не предусмотренных законодательством или локальными нормативными актами , которые действуют на предприятии.

Не знаете свои права?

Учет материальной помощи при расчете отпускных на предприятии

Однако вышеприведенные положения нельзя однозначно принимать за основу, поскольку на практике под выражением «материальная помощь» может пониматься всё что угодно. Ситуация осложняется тем, что ТК РФ этого понятия вообще не содержит, и соответственно, здесь приходится руководствоваться иными нормативными актами.

В частности, п. 6 ч. 5 ст. 50 закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ прямо упоминает такого рода выплаты для госчиновников, приурочивая их к очередному отпуску.

Таким образом, чтобы однозначно ответить на вопрос о том, должна ли материальная помощь, полученная в течение года, учитываться при расчете отпускных и иных платежей, требующих расчета среднемесячной зарплаты, нужно для начала разобраться с тем, что фактически имеет место на предприятии:

  • реальная материальная помощь, то есть выплаты из прибыли организации, направленные на финансовую поддержку действующих и бывших работников, оказавшихся в тяжелом материальном положении, выплачиваемая нерегулярно, а именно по факту нуждаемости;
  • регулярные выплаты, фактически стимулирующие работников за их успешный труд в течение года, и приуроченные к определенным событиям (окончание квартала, полугодия, года и т. д.).

В последнем случае такого рода выплаты предусматриваются локальными актами (ст. 41, 57 ТК РФ). Они на практике могут называться «материальной помощью», поскольку законодательство этого не запрещает — и в некоторых случаях так и происходит. Такие выплаты должны учитываться во время расчета отпускных. Однако ради единообразия применения закона, а также во избежание путаницы и возможных претензий со стороны налоговых органов от названия «материальная помощь» лучше отказаться, заменив его терминами «премия», «поощрительная выплата» и т. д.