В настоящее время объем потребления лекарственных препаратов, производимых в Российской Федерации, составляет не более 20 процентов рынка в денежном выражении и не более 65 процентов в натуральном. Отечественные производители лекарственных средств проигрывают в рыночной конкуренции не только крупнейшим мировым фармацевтическим корпорациям, разрабатывающим новейшие инновационные препараты, но и производителям воспроизведенных лекарственных препаратов и сырья для их производства преимущественно из Китая и Индии. Аналогичная ситуация сложилась на рынке медицинской техники и изделий медицинского назначения. Потребление продукции медицинской промышленности, произведенной на территории Российской Федерации, составляет менее 25 процентов рынка (в денежном выражении), и на протяжении последних лет доля продукции отечественных предприятий на российском рынке снижается. При этом в отдельных, в первую очередь высокотехнологичных, сегментах медицинской техники и изделий медицинского назначения доля импорта приближается к 100 процентам.
В течение последних лет в связи с ростом экономики России и реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье» наблюдается существенный рост потребления населением Российской Федерации фармацевтической продукции, а также интенсивное техническое переоснащение учреждений здравоохранения. Однако потребление готовых лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения отечественного производства сокращается на 1 — 2 процента в год. Таким образом, несмотря на наличие положительного эффекта от реализации государственной политики в сфере здравоохранения, продукция отечественной фармацевтической и медицинской промышленности замещается импортной. Увеличение доли импортной медицинской техники в структуре оснащения учреждений здравоохранения усиливает зависимость отечественной системы здравоохранения от импортных расходных материалов и запасных частей и в конечном счете ведет к не всегда оправданному увеличению государственных расходов. Данные тенденции снижают конкурентоспособность отечественной фармацевтической и медицинской промышленности и отрицательно сказываются на темпах роста российской экономики в целом.
M2_ids = [{"ID":"42300","da":18,"href":"\/docs\/","URL_ALIAS":"zayavka_fcp_razvitie_farmacevticheskoy_i_medicinskoy_promyshlennosti_rossiyskoy_federacii_po_meropriyatiyu_doklinicheskie_issledovaniya_innovacionnyh_lekarstvennyh_sredstv_na_formirovanie_tematiki_i_obemov_finansirovaniya_rabot_v_ramkah_na_period_do_2020_goda_i_dalneyshuyu_perspektivu","LONG_GRID":false},{"ID":"42301","da":18,"href":"\/docs\/","URL_ALIAS":"zayavka_fcp_razvitie_farmacevticheskoy_i_medicinskoy_promyshlennosti_rossiyskoy_federacii_po_meropriyatiyu_organizaciya_i_provedenie_klinicheskih_issledovaniy_innovacionnyh_na_formirovanie_tematiki_i_obemov_finansirovaniya_rabot_v_ramkah_na_period_do_2020_goda_i_dalneyshuyu_perspektivu_lekarstvennyh_preparatov","LONG_GRID":false},{"ID":"42302","da":18,"href":"\/docs\/","URL_ALIAS":"zayavka_fcp_razvitie_farmacevticheskoy_i_medicinskoy_promyshlennosti_rossiyskoy_federacii_po_meropriyatiyu_transfer_zarubezhnyh_razrabotok_innovacionnyh_lekarstvennyh_sredstv_i_provedenie_doklinicheskih_issledovaniy_lekarstvennyh_sredstv_i_klinicheskih_na_formirovanie_tematiki_i_obemov_finansirovaniya_rabot_v_ramkah_na_period_do_2020_goda_i_dalneyshuyu_perspektivu_issledovaniy_lekarstvennyh_preparatov","LONG_GRID":false},{"ID":"42303","da":18,"href":"\/docs\/","URL_ALIAS":"zayavka_fcp_razvitie_farmacevticheskoy_i_medicinskoy_promyshlennosti_rossiyskoy_federacii_po_meropriyatiyu_sozdanie_tehnologicheskih_platform_po_razrabotke_i_proizvodstvu_na_formirovanie_tematiki_i_obemov_finansirovaniya_rabot_v_ramkah_na_period_do_2020_goda_i_dalneyshuyu_perspektivu_lekarstvennyh_sredstv","LONG_GRID":false},{"ID":"42304","da":18,"href":"\/docs\/","URL_ALIAS":"fcp_razvitie_farmacevticheskoy_i_medicinskoy_promyshlennosti_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2020_goda_federalnaya_celevaya_programma_i_dalneyshuyu_perspektivu","LONG_GRID":false}]; m2_count_ids = 5; m2_hrefs = "/docs/"; m2_hrefs_list = "/activities/state_programs/list/gp4/fcp/";
Форма № 1
Аналитическая справка
1. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».
2. Государственный заказчик – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
3. Ключевые мероприятия в 20
10
году:
Государственные капитальные вложения
:
В соответствии с Перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2010 год, финансируемых за счет бюджетных средств по федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", в 2010 году введены в эксплуатацию производственные мощности на 7 объектах предприятий авиационной промышленности, в том числе:
1. ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского», г. Жуковский, Московская область по объектам:
- «Техническое перевооружение, реконструкция и модернизация аэродинамических труб, испытательных стендов, компрессорных систем и систем энергоснабжения» - 2 системы;
- «Техническое перевооружение и реконструкция научно-испытательной, опытной и производственной базы по аэродинамике и прочности, 1-й этап» - 1 участок.2.ФГУП «Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова», г. Жуковский, Московская область по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментальной аэродромной базы» - 1 база.
3. ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова», г. Москва по объекту «Техническое перевооружение экспериментально-исследовательского комплекса (г.Москва) и техническое перевооружение комплекса испытательных стендов (г.Лыткарино Московской области), 1-й этап » - 1 система.
4. ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов», г. Москва по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение комплексов для исследований, разработки и испытаний авиационных материалов, покрытий и технологий, 1-этап» - 1 система.
5. ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем», г. Москва по объекту «Техническое перевооружение и реконструкция комплексов и стендов разработки бортового радиоэлектронного оборудования, 1-этап» - 1 система.
6. ФГУП «Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» » г.Обнинск, Калужская область по объекту «Техническое перевооружение (реконструкция) научно-исследовательских и производственных комплексов по разработке технологий для производства изделий и композиционных, керамических, стеклокерамических и органосиликатных материалов, 1-этап » - 1 участок
НИОКР и «прочие расходы»:
Получение сертификата типа на самолет RRJ(SSJ-100) и сертификата EASA на двигатель SaM-146;
Доработка опытных образцов ОП1 и ОП3 вертолета Ми-38 под установку двигателя ТВ7-117В и подготовка к проведению сертификационных летных испытаний;
Проведение работ по обеспечению постройки опытных летных образцов вертолета Ка-62, отработка систем и агрегатов;
Проведение дополнительных работ по доработке и сертификации по процедуре EASA самолета Бе-200ЧС-Е;
Проведение рабочего проектирования самолета МС-21;
Разработка эскизного проекта базового двигателя семейства двигателей тягой от 9-18 тонн;
Постройка и испытания самолета Ту-204СМ, сертификационные испытания систем и агрегатов и уточнение конструкторской документации;
Формирование научно-технического задела по приоритетным направлениям авиационной науки, в том числе по:
По аэродинамике, прочности, системе управления, экологии и ресурсу самолета МС-21;
Конструктивно-технологическим решениям прототипа крыла из полимерных композиционных материалов (ПКМ для перспективных воздушных судов гражданской авиационной техники;
Аэродинамики и прочности ЛА и их силовых установок;
Формированию научно-технических решений, направленных на создание нового поколения перспективных винтокрылых летательных аппаратов и модернизацию существующих вертолетов;
Обеспечению высокого уровня безопасности полета пассажирских и транспортных самолетов средствами автоматизации управления и информационной поддержки экипажа;
Разработке конструкционных и функциональных материалов с повышенным уровнем свойств, средств защиты от коррозии, старения и биоповреждений, технологии изготовления высокоэффективных многослойных сотовых звукопоглощающих конструкций (ЗПК) из полимерных материалов для силовых установок самолетов;
Разработке и освоению ключевых технологий в области авиационного газотурбинного двигателестроения в обеспечение создания конкурентноспособных двигателей нового поколения и модернизации существующих ГТД, разработке новых конструктивно-схемных решений и технологий, обеспечивающих создание прорывного продукта (двигателя 6-го поколения);
Бортовому оборудованию и агрегатам (перспективные интегрированные комплексы авионики), а также комплексным универсальным тренажерам нового поколения по основным типам воздушных судов.
4. Корректировка Программы.
ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (далее Программа) нуждается в корректировке.
С целью повышения эффективности расходов федерального бюджета в рамках Программы необходимо внести некоторые изменения для оптимизации финансирования программных мероприятий по всем направлениям, реализуемым 2011-2012 годах и плановом периоде до 2013 года, а также уточнить ряд целевых иникаторов показателей эффективности реализации Программы.
Проект скорректированной Программы разработан и направлен Минпромторгом России на рассмотрение в зантересованные Министерства и ведомства (исх. № ДМ-10826/18 от 01.10.2010г.).
Достижение стратегических целей и решение тактических задачВ Министерства осуществляется посредством реализации бюджетных целевых программ, как федеральных, так и ведомственных, а также мероприятий непрограммной деятельности.
Подробная информация по ним с указанием их статуса, поставленных целей и задач, а также необходимых основных мероприятий представлена в Приложении 4, ниже приводится краткий перечень бюджетных целевых программ. Вместе с тем, все показатели на плановый период, запланированные мероприятия и объемы финансирования основываются на предварительной оценке и будут уточнены в последней версии Доклада.
Федеральные целевые программы
В качестве государственного заказчика-координатора Минпромторг России исполняет семь федеральных целевых программ (ФЦП) и одну президентскую программу:
1. В«Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективуВ» (Концепция Программы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2010 г. в„– 1647-р);
2. В«Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 годаВ»;
3. В«Развитие гражданской морской техникиВ» на 2009 - 2016 годы;
4. В«Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроникиВ» на 2008 - 2015 годы;
5. В«Национальная технологическая базаВ» на 2007-2011 годы;
5а. Подпрограмма В«Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленностиВ» на 2011-2016 годыВ»;
5б. Подпрограмма В«Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколенияВ»;
6. В«Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 годаВ»;
7. В«Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005 2010 годы)В»;
8. Президентская программа В«Уничтожение запасов химического оружия в Российской ФедерацииВ».
Минпромторг России, как государственный заказчик,В принимает участие в реализации следующих федеральных целевых программ:
1. В«Глобальная навигационная системаВ»;
1а. Подпрограмма 1 В«Обеспечение функционирования и развития системы ГЛОНАССВ»;
1б. Подпрограмма 2 В«Разработка и подготовка производства навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителейВ»;
2. В«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годыВ»;
3. В«Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годыВ»;
4. В«Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 годаВ»;
5. В«Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)В»;
6. В«Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годыВ»;
7. В«Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годыВ».
8. В«ЖилищеВ» на 2002-2010 годыВ»;
9. В«Мировой океанВ».
Ведомственная целевая программа
В соответствии с В«Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программВ», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года в„– 239, Министерством разработана и реализуется ведомственная целевая программа В«Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговлеВ» на период 2010 – 2012 гг. Программа утверждена приказом Минпромторга России от 15 февраля 2010 г. в„–123.
Непрограммная деятельность Минпромторга России состоит из целого комплекса направлений:
Предоставление ряда субсидий российским предприятиям:
1. Субсидии российским организациям - экспортерам промышленной продукции.
2. Субсидии, направленные на стимулирование внутреннего спроса:
В· Субсидии российским транспортным компаниям и пароходствам, организациям рыбохозяйственного комплекса на закупку гражданских судов, изготовленных на российских верфях, на срок до 5 лет;
В· Субсидии российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение гражданских судов, изготовленных на российских верфях;
В· Субсидии российским лизинговым компаниямВ на закупку воздушных судов отечественного производства;
В· Субсидии российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, для приобретения автотранспортных средств российского производства;
В· Субсидии российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам физическим лицам на приобретение легковых автомобилей;
В· Субсидии российским торговым организациям на утилизацию.
3. Субсидии на технологическое перевооружение и поддержку основной деятельности вВ отдельных отраслях:
В· Субсидии организациям народных художественных промыслов;
В· Субсидии организациям легкой и текстильной промышленности на осуществление сезонных закупок сырья и материалов;
В· Субсидии организациям лесопромышленного комплекса на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива;
В· Субсидии организациям легкой и текстильной промышленности на осуществление технического перевооружения;
В· Субсидии российским производителям авиационных двигателей на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование;
В· Субсидии российским организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности на техническое перевооружение на срок до 5 лет;
В· Субсидии российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения на технологическое перевооружение;
В· Субсидии дочерним и зависимым акционерным обществам ОАО В«ОАКВ» на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование;
В· Субсидии ЗАО В«БиокадВ» на организацию опытно-промышленного производства субстанций и лекарственных средств на основе моноклональных антител, необходимых для выпуска дорогостоящих импортозамещающих препаратовВ».
4. Субсидии предприятиям ОПК:
В· Субсидии стратегическим организациям ОПК с целью предупреждения банкротства;
В· Субсидии организациям ОПК на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции;
В· Субсидии организациям ОПК - головным исполнителям государственного оборонного заказа;
В· Субсидии казенным предприятиям ОПК.
Вклады в уставные капиталы открытых акционерных обществ (не в рамках ФЦП):
В· Увеличение уставного капитала открытого акционерного общества В«Объединенная промышленная корпорация В«ОборонпромВ» для погашения задолженности перед банками-кредиторами и выплаты процентов по кредитам;
В· Имущественный взнос Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества В«Научно-производственная корпорация В«УралвагонзаводВ» имени Ф.Э.ДзержинскогоВ»;
В· Увеличение уставного капитала ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" путем размещения дополнительных акций для последующего осуществления финансового оздоравления ОАО В«Амурский судостроительный заводВ»;
В· Увеличение уставного капитала открытого акционерного общества В«Объединенная авиастроительная корпорацияВ»;
В· Приобретение дополнительных акций,выпускаемых при увеличении уставного капитала открытого акционерного общества В«Государственное акционерное общество В«Всероссийский выставочный центрВ»;
В· Имущественный взнос Российской Федерации в Государственную корпорациюВ по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции В«РостехнологииВ» для оказания финансовой поддержки Открытому акционерному обществу В«АВТОВАЗВ» путем предоставления беспроцентного займа;
В· Увеличение уставного капитала ОАО В«Производственное объединение В«Северное машиностроительное предприятиеВ» путем выкупа дополнительных акций;
В· Увеличение уставного капитала ОАО В«Объединенная судостроительная корпорацияВ» путем размещения дополнительных акций для обеспечения завершения всех работ по заказу в„– 518 и государственных испытаний;
В· Увеличение уставного капитала ОАО В«ЦС В«ЗвездочкаВ» путем размещения дополнительных акций.
Кроме того, Минпромторг России осуществляет финансирование ряда научных исследований и опытно-конструкторских работ вне рамок ФЦП, в частности:
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам (в рамках Плана по прикладным научным исследованиям и разработкам),
Научное сопровождение инновационных проектов государственного значения (важнейшие инновационные проекты).
Важнейшие инновационные проекты (ВИП) – инструмент реализации отраслевых стратегий и планов мероприятий по развитию отраслей, механизм стимулирования инновационной деятельности и эффективного взаимодействия науки и производства, предполагает обязательную реализацию полного инновационного цикла от опытно-конструкторских и технологических разработок до постановки разработанной продукции на серийное производство. Таким образом, результатом ВИПа должен стать выпуск конкурентной продукции, имеющий высокий потенциал рыночной реализации.