Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно - в славянские земли древлян , дреговичей , кривичей , северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию .

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю . Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар . Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать .

Возникновение такого явления, как полюдье, было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

Также известно о силах участников полюдья :

Всегда 100-200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся.

При этом активно использовался обычай гостеприимства, заставляющий хозяина содержать гостя, пока тот находился в его доме.

Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год.

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно - Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки .

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо . На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья - 7-8 км в сутки.

На русских окраинах и вновь присоединённых землях полюдье как способ сбора дани практиковалось ещё очень долго (на Чукотке и Аляске - даже в XIX в.).

Полюдье имело широкое распространение также в догосударственных и раннегосударственных социально-политических системах Евразии и Африки (вождествах) . Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf ). Аналог русского полюдья - древненорвежская вейцла (veizla), буквально - «пир», «угощение» , позже трансформировавшаяся в феодальную повинность.

Примечания

  1. Константин Багрянородный . Об управлении империей . - М.: Наука , 1991. - ().
    • Ибн Хордадбех . Книга путей и стран / Пер. с арабского, коммент., исслед., указатели и карты Н. М. кызы Велихановой (Велиханлы). - Баку: Элм, 1986. - 428 с. - (Источники по истории Азербайджана). - 3000 экз.
    • Из "Книги путей и государств" Абуль-Касима Убайдаллаха ибн-Абдаллах, известного под прозванием Ибн-Хордадбе (писал в 60-70-х годах IX века по Р. X.). // Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. (с половины VII в. до конца X века по Р. Х.). - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1870. IX, 308 с.
  2. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский . Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам, а именно - к Александрийскому и прочая (пер. П. В. Кузенков) // Альфа и Омега . Учёные записки Общества для распространения Священного Писания в России. - 1999. - № 3(21). - С. 85-102
  3. Гардизи Краса повествований // / Под ред. Т. Н. Джаксон , И. Г. Коноваловой, А. В. Подосинова . Том III. Восточные источники. Сост. части I - Т. М. Калинина , И. Г. Коновалова; части II - В. Я. Петрухин . М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. - С. 59. ISBN 978-5-91244-006-9
  4. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён . Кн. 1. - М. , 1959. - С. 156-157.
  5. Ибн Руста . Об обычаях и образе жизни славян // Хрестоматия по истории СССР. Т. I. C древнейших времен до конца XVII века / под ред.

Полюдье - способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9-12-м вв. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и подвластных территорий. Основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность.

Понятие полюдья

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.

Сегодня ведутся споры о том, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до , когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно так же захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввел князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и укреплением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами. Новые территории должны были приносить прибыль, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать их для дальнейших военных походов, продавая на рынке в Византии полученные в ходе сбора дани товары.

Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

История полюдья

Каждый год князь и его дружина объезжали подвластные им территории с целью сбора дани и кормления - продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях с 10-го в. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения встречается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и тоже относится ко второй половине 10-го в. Это позволяет говорить о том, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10-го в.

В данном трактате полюдье описывается следующим образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань. К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся , дреговичи, кривичи, северяне и другие . Кормясь полученной данью, русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию, чтобы сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и товары).

В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.

Считается, что, помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Ученые полагают, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.

Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели это, но, когда в 945 г. князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.

После подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, введя новую систему взимания дани. Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах - специально созданных пунктах для сбора дани с населения. Взимаемый таким образом налог позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался князю в Киев. Поездки дружинников по территориям, а вместе с ними и кормления прекратились.

Конец полюдья

Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича - в 966 г., а позднее, в 982 г., и вовсе прекратилось с приходом к власти . Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 г. В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое Гнездо . Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась на отдаленных глухих территориях России вплоть до середины 19-го в. Полюдье также взимали в ряде других стран (например, в странах Африки).

Объ-езд князь-я-ми под-чи-нён-ной тер-ри-то-рии со взи-ма-ни-ем различных по-бо-ров с на-се-ле-ния; в XII - начале XVI веков оп-ре-де-лён-ный на-лог с на-се-ле-ния в русских зем-лях и кня-же-ст-вах, Русском государстве.

О полюдье со-об-ща-ет-ся в рас-ска-зах арабских гео-гра-фов X-XI веков, ис-поль-зо-вавших ин-фор-ма-цию, вос-хо-див-шую ко 2-й половине IX века. Под-роб-но полюдье опи-са-но в главе 9 трак-та-та «Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей» (середина X века) ви-зантийского императора Кон-стан-ти-на VII Баг-ря-но-род-но-го. Им-пе-ра-тор упот-реб-ля-ет славянский тер-мин в греческой транс-крип-ции (pol9udia), пе-ре-во-дит сло-во как «кру-же-ние». Со-глас-но его рас-ска-зу, суть полюдья со-стоя-ла в том, что «ар-хон-ты» (кня-зья) и «все ро-сы» (во-ен-но-дру-жин-ная вер-хуш-ка Древнерусского государства) объ-ез-жа-ли зем-ли под-чи-нён-ных Кие-ву восточно-славянских сою-зов пле-мён и «кор-ми-лись» (то есть, оче-вид-но, со-би-ра-ли и по-треб-ля-ли про-до-воль-ст-вие) там с но-яб-ря до ап-ре-ля. Фак-ти-че-ски о полюдье (хо-тя без упот-реб-ле-ния это-го тер-ми-на) го-во-рит-ся в ле-то-пис-ном рас-ска-зе о ги-бе-ли в зем-ле древ-лян ки-ев-ско-го князя Иго-ря (по ус-лов-ной хро-но-ло-гии «По-вес-ти вре-мен-ных лет» со-бы-тие от-не-се-но к 945 году, од-на-ко сам рас-сказ был на-пи-сан не ра-нее начала XI века). Из рас-ска-за сле-ду-ет, что в полюдье «дру-жи-на» со-би-ра-ла не толь-ко про-дук-ты для про-пи-та-ния, но и дань (на-лог по оп-ре-де-лён-ной став-ке) с под-чи-нён-но-го на-се-ле-ния. Упо-ми-на-ния полюдья в ис-точ-ни-ках XII века по-зво-ля-ют пред-по-ла-гать, что во вре-мя этих объ-ез-дов кня-зья ре-ша-ли так-же су-деб-ные, административные и хо-зяйственные во-про-сы.

Ве-ро-ят-но, уже в X веке и сбо-ры, и про-це-ду-ра их взи-ма-ния (мар-шру-ты объ-ез-да, мес-та ос-та-нов-ки и тому подобное) на-ча-ли рег-ла-мен-ти-ро-вать-ся, а кня-зья мог-ли пе-ре-да-вать пра-во на эти сбо-ры сво-им чи-нов-ни-кам и аген-там на мес-тах. Эта прак-ти-ка при-ве-ла к то-му, что полюдье пре-вра-ти-лось в на-лог. В та-ком зна-че-нии полюдье в ис-точ-ни-ках XII - начала XVI веков на-зы-ва-ет-ся так-же «дар» или «да-ров-ное». Этот на-лог вос-хо-дил к ис-кон-но-му пра-ву кня-зя на на-ту-раль-ные сбо-ры с на-се-ле-ния, но в XII-XVI века со-би-рал-ся не-ред-ко в ком-му-ти-ро-ван-ной фор-ме (ме-ха-ми или день-га-ми). Упо-ми-на-ния о полюдье име-ют-ся в ис-точ-ни-ках, от-ра-жаю-щих ис-то-рию прак-ти-че-ски всех русских зе-мель и кня-жеств, в том числе Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-ки .

Близ-кие ана-ло-гии полюдья об-на-ру-жи-ва-ют-ся в со-сед-них ре-гио-нах: например, поль-ский стан (stan) и скандинавская вейц-ла (veizla). Рас-про-стра-не-ны так-же пред-став-ле-ния о полюдье как о все-мир-но-ис-то-рическом яв-ле-нии (Ю.М. Ко-би-ща-нов и другие).

Исторические ис-точники:

Кон-стан-тин Баг-ря-но-род-ный. Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей: Текст, пе-ре-вод, ком-мен-та-рий. 2-е изд. М., 1991;

Пол-ное со-б-ра-ние рус-ских ле-то-пи-сей. М., 1997. Т. 1;

Древ-няя Русь в све-те за-ру-беж-ных ис-точ-ни-ков: Хре-сто-ма-тия. М., 2009. Т. 3: Вос-точ-ные ис-точ-ни-ки.

Все, кто изучают историю восточных славян, сталкивались с термином "полюдье". Что же это такое? И как можно охарактеризовать данный процесс? Читайте об этом в нашей статье.

Признаки ранней государственности

Как вы думаете, полюдье в Древней Руси - это что? Начнем разбираться с этим вопросом вместе. В восьмом веке на земле, занимаемой племенами восточных славян, уже образовались сильные межплеменные союзы. Они долгое время соперничали друг с другом за главенство. Как показала история, серьезное влияние на другие племена оказал союз полян. С годами они подчинили большую часть славян.

Таким образом, мы можем наблюдать появление первых признаков зарождающегося государства:

  • единый вождь;
  • закон;
  • войско;
  • система сбора налогов.

А мы с вами переходим к обвыяснению того, каково определение полюдья. Это один из способов сбора налогов с племен в казну великого князя. Подобная система распространялась по всем европейским государствам в период их зарождения, но в силу национальных интересов имела разные названия. Однако суть их оставалась одной и той же - пополнение казны князя. Теперь вы знаете значение слова "полюдье".

Система налогов русских (восточных) славян

Как вы догадались, на Руси налоги тоже собирали. В принципе поборы, которые выражались в обязательных сборах, были частью устройства государственной системы. Ввиду того что князь собирал с людей золото, он перед ними нес определенные обязательства. Одно из них заключалось в том, что он должен был обеспечить мирную жизнь и покой для своих подданных. Иными словами, он должен был защищать свои племена от иноземных захватчиков. На протекцию каждого русича требовались средства.

Значит, для славянина полюдье в Древней Руси - это откуп или все-таки налог? Современным аналогом полюдья служит подоходный налог. Их разница заключается лишь в объеме и ресурсах. Например, однажды поляне отбили у хазар несколько славянских племен. За это они обложили их сборами в свою пользу. Однако эти поборы отличались гуманностью. Теперь славяне могли вносить плату не только золотом, а продуктами питания и самыми разнообразными изделиями ремесленников. Вот вам еще одно определение полюдья.

Скрытая опасность

Идет время. Крестьяне выращивают зерновые культуры и собирают урожай. Ремесленники производят различные изделия. Племена между собой торгуют. Дружина охраняет границы. Великий князь издает законы. Налоги собираются, казна пополняется, а государство укрепляется. Однако система полюдья далека от совершенства, но она применялась ещё долгое время.

В осенний период князь вместе с дружиной начинал сбор дани. Полюдье в Древней Руси - это буквально означает ходить по людям, то есть ходить по дворам и собирать налог. Князь ходил до тех пор, пока не объедет все свои владения. Это было еще одно значение слова "полюдье".

Народ, помимо этой дани, платил ещё некоторую сумму для того, чтобы князь мог содержать дружину. Несправедливость царила повсюду, а всё потому, что отсутствовала конкретная сумма налога.

Жадность Игоря сгубила

Как оказалось, полюдье в Древней Руси - это не только налог, но и причина гибели одного из князей. В одном из таких походов князь Игорь поделил полюдье древлян с дружиной и посчитал, что налог оказался недостаточным. Вместе они решили, что нужно взять с них выплату ещё раз. Дружина вновь вторглась на территорию древлян и потребовала повторной выплаты! Естественно, древляне были возмущены. Итогом повторного побора стало убийство дружины и самого князя.

Смерть князя грозила распадом государства. Но его мудрая и дальновидная супруга - княгиня Ольга - быстро осознала, что это серьезный повод изменить систему налогообложения. Так она решила установить точную сумму для платежей. Ольга быстрыми и решительными мерами успокоила взволнованные племена, а также восстановила единство среди племен на Руси.

Реформа княжны

Итак, как уже было сказано выше, Ольга приступила к реформированию системы налогосбора. Первое, что она сделала, - это установила точную сумму. Как показала практика, данная мера позволила избежать злоупотреблений, а процесс взимания налога стал законным. Вдова также понимала, что хождение по людям - это опасность для будущего великого князя, поэтому очередным указом было утверждено решение, что ресурсы будут свозиться в определенное место, указанное из столицы. Так появилось явление погоста на Руси. Оттуда собранные средства переходили в руки представителей княжеской власти. Княгиня Ольга не только упростила систему налогообложения, но и сделала ее безопасной для сборщиков.

Таким образом, реформы княжны еще больше укрепили и сплотили государство и племена между собой, а споры и распри о несправедливости стали уходить в прошлое.

Другими словами, полюдье - это сбор налогов в период Древней Руси. Мы видим, как реформы княжны Ольги были введены вовремя. Эти меры не позволили развалиться молодому государству на отдельные враждующие племена.

Полю́дье - способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину, в становища. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

История

Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно - в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию

Однако, арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать

Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

Также известно о силах участников полюдья:

Всегда 100-200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся

Однако, в 945 году, когда полюдье возглавлял сам великий князь Киевский Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани.

В походах 882-943 годов силы северных племенных союзов регулярно упоминаются летописью, силы южных - в случайном сочетании. Уже в 941 году, во время первого похода Игоря на Константинополь, летопись не расшифровывает племенной состав его войск, как не делает это и после налоговой реформы княгини Ольги, по приказу которой северные владения Руси были охвачены системой погостов, в которых сбор дани производили княжеские чиновники - тиуны. Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе).

О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы:

Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно - Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья - 7-8 км в сутки.

Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf ).

Полюдье имело крайне широкое распространение в социально-политических системах Евразии и Африки с близким к древнеславянскому уровнем политико-культурной сложности .

Список литературы:

    Константин Багрянородный. Об управлении империей

    Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. М. 1986;
    Фрагменты из Ибн Хордадбеха по Гаркави

    Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам

  1. Ибн-Русте

    Кобищанов Ю.М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории, М., 1995.