Добрый день уважаемые подписчики! Сегодня мы поднимем тему сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения. Уже сейчас подходит время отбора проб воды и специалисты Водоканала вновь и вновь каждый квартал идут со своими пробоотборниками в контрольные колодцы. Начисляют на работодателя непомерные платы за сброс сточных вод, но мы сами можем изменить эту ситуацию! Ведь у нас не так давно появился уникальный инструмент-декларация о составе сточных вод, но, к сожалению не каждый специалист может правильно использовать и составлять этот документ, собственно в этой заметке постараемся разъяснить возможности предоставленные законодателями в части этого документа.

В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 7 декабря 2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении», «Правил холодного водоснабжения и водоотведения» (п.п. 124-127, далее «Правила»), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, Декларация о составе и свойствах сточных вод на очередной год подается в Водоканал в срок до 1 июля предшествующего года и содержит сведения, указанные в п. 128-129 «Правил».

Декларация о составе и свойствах сточных вод (далее Декларация) является самостоятельным документом, не является приложением к Договору холодного водоснабжения и водоотведения, т.к. обязательна не для всех категорий абонентов. В соответствии с п. 124 части VIII ППРФ № 644 декларацию о составе и свойстве сточных вод обязаны подавать все абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, объем сточных вод которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, в том числе и абоненты, для объектов которых с 1 января 2014 года устанавливаются нормативы допустимых сбросов.

Декларация признается утратившей силу, разрабатывается и подается абонентом заново в 2х месячный срок (п.п. 38,39 ППРФ от 29.07.2013 г. №645) в следующих случаях:

  1. при вводе в эксплуатацию водоохранных, водосберегающих или бессточных технологий, новых или реконструируемых объектов, перепрофилирование производства изменился состав и свойства сточных вод абонента;
  2. в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод Вами выявлен сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не отраженный абонентом в декларации;
  3. абоненту установление новых нормативов допустимого сброса.

Декларация характеризует фактическое качество сточных вод абонента, устанавливаемое в целях определения:

  • степени негативного воздействия сточных вод абонента на водные объекты;
  • степени негативного воздействия сточных вод абонента на работу централизованной системы водоотведения.

Значения заявленных фактических концентраций загрязняющих веществ (ФКi) и показателей свойств сточных вод определяются абонентом путем оценки результатов серии определений состава и свойств проб сточных вод на всех канализационных выпусках абонента (не менее 3-х на каждом выпуске), выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включая результаты контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, мг/куб. дм. При определении ФКi в обязательном порядке исключаются значения любого залпового сброса загрязняющих веществ. Данные виды анализов можно использовать за последние 5 лет.

При наличии у объекта нескольких выпусков в централизованную систему водоотведения в декларации о составе и свойствах сточных вод указываются состав и свойства сточных вод по каждому из таких выпусков.

Перечень загрязняющих веществ, для которых проводятся анализ проб сточных вод формируется на основе перечней загрязняющих веществ, для которых установлены нормативы допустимого сброса или нормативы водоотведения по составу, а также нормативные требования в целях исключения негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Декларация позволяет предприятию установить на основании отобранных протоколов для себя те значения ФКi, мг/дм3 (Заявленная фактическая концентрация в сточных водах) которые наиболее близки к норме или же соответствуют нормам концентрации.
В случае использования прогрессивных методов очистки сточных вод негативное воздействие на центральную систему водоотведения можно постепенно уменьшать и улучшать декларацию посредством наработки новой статистики по качеству работы очистных сооружений. Форма декларации на 2017 год сдается не позднее 1 июля 2016 года.

На этом всё. До новых заметок!

Кто сдает налоговую декларацию по водному налогу и когда

Декларация по водному налогу сдается организациями и ИП, которые имеют лицензию на водопользование (оформленную до 01.01.2007, когда вступила в силу новая редакция Водного кодекса России) либо лицензию на добычу подземных вод (после 01.01.2007).

По лицензии на водопользование, полученной до 01.01.2007, можно использовать как подземные, так и поверхностные воды. А для использования поверхностных вод после 01.01.2007 нужно оформлять договор на водопользование или же получать разрешение (при этом ни в первом, ни во втором случае декларация по водному налогу не сдается).

Декларация сдается, даже если в отчетном периоде плательщик фактически не использовал источник водных ресурсов либо использовал воду в целях, при которых не возникает налогооблагаемой базы (например, в сельскохозяйственных целях).

Срок сдачи декларации (при этом он совпадает со сроком уплаты налога) — 20-е число месяца, что идет за отчетным периодом (1-м, 2-м, 3-м или 4-м кварталом).

Составляется рассматриваемый документ по форме, введенной в оборот приказом ФНС России от 09.11.2015 № ММВ-7-3/497.

Сдается декларация в ФНС по месту расположения объекта водопользования тем хозяйствующим субъектом, который фактически использует данный водный ресурс, — ИП, организацией без подразделений или же подразделением организации.

Рассматриваемая налоговая декларация, как и любая другая, сдается в ФНС в электронном виде, если штат налогоплательщика превышает 100 человек. Если штат меньше — можно сдавать бумажный вариант документа.

Мы подобрали для вас отличные сервисы электронной отчетности !

Изучим нюансы его заполнения.

Инструкция по заполнению декларации: применение кодов (водопользования и иных)

Один из ключевых нюансов подготовки декларации по водному налогу — корректное указание кодов:

Не знаете свои права?

  1. Водопользования.

    Данный код прописывается в поле 050 подраздела 2.1 раздела 2, а также в поле 060 подраздела 2.2. Он определяется исходя из:

    • экономического района, в котором расположен источник водных ресурсов;
    • характеристик бассейна реки, к которому относится соответствующий источник.

    Установить, какой именно код использовать, можно с помощью Приложения № 4 к Порядку, утвержденному приказом ММВ-7-3/497.

  2. Цели забора воды.

    Фиксируется данный код в строке 080 подраздела 2.1 раздела 2.

    Здесь возможно 3 варианта:

    • снабжение водой граждан (код 1);
    • использование подземных вод для продажи после проведения необходимой обработки и упаковки (код 2);
    • прочие цели — например, для использования в промышленном цикле (код 3).

Заполнение декларации: объемы добытой воды и ставки

Следующий важный нюанс заполнения декларации — указание объемов добытой воды. Оно осуществляется в следующем порядке:

  1. В случае если объем воды не превышает установленного лимита, показатель отражается в полях 060, 100, 101 — как фактический объем потребленной воды (в соответствии с измерениями). При этом в поле 090 прописывается лимит использования воды (он указан в лицензии).
  2. В случае если объем воды превышает лимит, то:
    • в полях 060 и 100 отражается фактический объем потребленной воды;
    • в полях 090 и 101 — величина лимита по лицензии;
    • в поле 102 — объем воды, которая использована сверх лимита.
  3. В случае если плательщику не удается достоверно установить, превышен ли лимит (исходя из того, что нет данных по фактическому объему потребленной воды), в полях 060, 090, 100 и 101 прописывается указанный в лицензии лимит.

Заполнение декларации: указание ставок и коэффициентов

При заполнении декларации плательщику потребуется отразить в ней:

  1. Основную ставку (поле 110) в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ.
  2. Основную ставку, умноженную на 5 (поле 120), в случае превышения показателей добычи воды над лимитом.
  3. Коэффициент к ставке в соответствии с п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ (поле 130). Для налога за 2019 год это значение равно 2,01.
  4. Коэффициент по п. 4 ст. 333.12 НК РФ, если у плательщика нет достоверных сведений о потреблении воды (поле 140). В общем случае он имеет значение 1,1.
  5. Коэффициент по п. 5 ст. 333.12 НК РФ, если добыча воды осуществляется для последующей продажи. В общем случае ставится коэффициент 10.

При этом если в поле 080 стоит код 1 (водоснабжение населения), то в поле 110 необходимо проставлять значение, определяемое в соответствии с п. 3 ст. 333.12 НК РФ. То есть по налогу за 2019 год это цифра 141 руб. за 1000 м3.

Где скачать пример заполнения формы декларации

Загрузить заполненный образец рассматриваемого документа вы можете на нашем сайте.

В данном образце учтены изученные нами нюансы подготовки декларации с учетом порядка работы с ней, утвержденного приказом ММВ-7-3/497.

При самостоятельной подготовке формы в любом случае полезно обратить внимание на следующие особенности:

  • в структуре декларации должно присутствовать столько подразделов 2.1, сколько у хозяйствующего субъекта используется участков забора воды (например, скважин);
  • в случае если несколько участков забора воды относятся к одному ОКТМО, исчисленный налог по ним указывается суммарно (в поле 030, в котором приводится суммарный показатель по полям 160 в каждом из подразделов 2.1);
  • рекомендуется сначала заполнять подраздел 2.1, затем — раздел 2, после — раздел 1.

Декларация по водному налогу предоставляется в ФНС (в общем случае — по месту расположения объекта водопользования) до 20 числа месяца, что идет за отчетным. Форма документа и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС № ММВ-7-3/497.

Как и при уплате любого налога, следует знать основные правила подачи отчетностей, ориентироваться в сроках и разбираться, как заполнять бланки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это позволит своевременно погасить все задолженности перед государством и спокойно вести свой бизнес предпринимателям и юридическим лицам.

Первое, в чем стоит разобраться, — когда и как сдавать отчет, а также, что писать в строках. Рассмотрим, есть ли изменения при предоставлении декларации по водному налогу в 2019 году.

Что нужно знать

Разберемся, какие нормативные акты регулируют порядок заполнения документации и уплаты. Необходима такая информация для налогоплательщиков, которые используют в различных целях водные объекты в соответствии с законами РФ.

Порядок уплаты

По окончанию налогового периода плательщик водного налога обязуется провести расчеты (самостоятельно) согласно порядку, предусмотренному .

Для этого определяют базу налога (объем водных ресурсов, что забран, площадь объекта, что используется и т. д.), умножают ее на налоговую ставку, которая соответствует таким видам пользования водой, экономическим регионам и водным бассейнам.

Порядок водного налога содержит гл. 25.2 НК по месторасположению объектов, что облагаются налогом. Если лицо пользуется несколькими объектами, то оплачивать необходимо будет в то отделение, где оно поставлено на учет, как налогоплательщик.

Затем поступившие средства будет распределено между субъектами РФ, в пределах территории которых располагаются водные ресурсы.

Решая вопросы по перечислению налогов за водопользование, стоит опираться на то, что облагается налогом водный ресурс, а значит, перечисление рассчитанной суммы должно осуществляться по месту его расположения.

При нахождении объектов в разных регионах следует составить соглашения с государственным представительством этих субъектов.

Условия и сроки подачи отчетности в виде декларации регулирует . Этот закон позволяет избежать проблем, которые могут возникнуть при представлении документа.

Плательщиком должна подаваться одна по месту расположения водного ресурса. При наличии в пользовании лица нескольких объектов просто добавляется информация в составляющуюся отчетность.

Подать нужно будет в таком случае саму декларацию и ее ксерокопию: оригинал – по месту, где состоит на учете организация, ксерокопию – по месту фактического места пользования ресурсом.

Кто сдает декларацию

Объектом, что облагается налогом, является:

  • осуществление забора воды из водного ресурса;
  • пользование акватории рек, морей и др. водоемов, кроме осуществления лесосплава;
  • если используется водоем для работы гидроэлектростанции;
  • если используется водоем для лесосплава.

Объекты, которые не облагаются налогом, перечислены в .

Налоговую базу определяют индивидуально по каждой категории объектов, отличаются и ставки, по которым производится расчет:

Условие Описание
Если осуществляется забор воды Для расчета берут объем воды (м3), что отображается водоизмерительными приборами и записывается на страницах первичного журнала. При отсутствии прибора, который может измерить количество потребленной воды, будут брать время функционирования техники для забора вод
Для плательщиков, которые используют акваторию водоемов Мера – площадь водного объекта
Если налогоплательщик использует водоем для лесосплава Сумма объемов дерева, что сплавляется (1000 м3) и расстояние (км)
Для использования водного ресурса гидроэлектростанцией кВт произведенной электрической энергии

Льготы по водному налогу лицам не предоставляются. Налоговый период – 3 месяца (кварталы).

Каждой строке соответствует один показатель. Числовое обозначение суммы вносится целыми числами, текстовое – заглавными буквами.

В декларации имеется такой перечень страниц:

Страница Назначение
Титульный лист Для ознакомления
1 раздел Для отображения налоговых сумм, что должны уплачиваться в отделение налогового органа по месторасположению водоема
2 раздел Для отображения расчета базы налога и сумм налога по водопользованию
Раздел 2.1 Для отображения базы налога и сумм налога на использование водных объектов, если осуществляется забор воды из водоема
2.2 Для расчета, если используется акватория водоема, кроме лесосплавов
2.3 Если используется водоем для гидроэнергетических целей
2.4 Когда осуществляется налогоплательщиком лесосплав

Первые три страницы необходимо заполнять в обязательном порядке всем, а остальные – в зависимости от того, какой вид водопользования осуществляется.

Раздел 1

Строка
Описание
010 Отображается название соглашений о выпускаемой продукции (если используется участок недр на водном объекте). Если расчет сумм проводится по объектам, которые не касаются раздела продукции, то пропустите этот пункт
020 КБК в соответствии с нормативными актами РФ, которые предусматривают зачисление средств налогов на счет органа федерального уровня
030 ОКАТО (ОК 019-95) по месторасположению водного ресурса, налог на который стоит уплатить в государственную казну в соответствии с исчисленной суммой, что указана в пункте 020
040 Общий размер налога по объектам, который подлежит оплате по месторасположению объекта водопользования, учитывая код ОКАТО и КБК. Рассчитывают сумму методом сложения показателей по каждому объекту в разделах 2.1 – 2.4

Если строк для заполнения не достаточно, на дополнительном листе дописывают необходимые данные. Полнота сведений подтверждается подписью лица, которое подписывало и титульный лист. Ставится дата.

Раздел 2

Содержит данные по всем водным ресурсам, что используются при заборе воды, учитывая каждую лицензию (если такая имеется) относительно целевой направленности забранной воды.

Наличие использования водоема для разных нужд, что имеют различия и в определении ставок, нужно будет вписать в раздел 2.1 в нескольких экземплярах.

Количество листов будет соответствовать количеству применяемых ставок.

Строка Содержание
010 КБК, согласно которому проводится зачисление суммы налогов на счет органа федерального уровня
020 ОКАТО
025 Название водного ресурса, что является объектом налогообложения (море, болото, ручей и т. д.). Если вода используется из подземного источника, ставят номер регистрации скважин
030 Показатели, что отражают информацию о наличии лицензий у плательщика налога за использование воды: серия, номера, тип лицензий, что при вписывании разделяют знаком препинания «;»
040 Коды использования водных объектов, что определяются согласно приложению № 3 о кодах водного пользования
050 Вписывают код целей водного пользования забранной воды, что выбирается из приложения № 4 о кодах цели забора воды
060 Прописывают лимиты, что установлены правовыми актами для данного водоема и определенного целевого использования. Если не установлена квартальная норма, тогда лимит необходимо определить как ¼ от годовой нормы
070 Объемы воды по факту, в независимости от того, проводилось ли использование из водоема в текущем периоде вод в соответствии с лимитами или потреблено воды сверх норм
080 Объемы воды по факту, что была забрана из налогооблагаемого объекта в течение налогового периода в рамках установленных норм
090 Объемы воды по факту, если потребление осуществлялось свыше установленных лимитов. Это разница сумм, что прописываются в строках 070 – 080
100, 110 Показатели ставок в рублях за 1000 м3. 100 – в пределах нормы, 110 – свыше лимита
120 Размер налога, что подлежит перечислению в бюджет. Это сложенная сумма показателей пунктов 080 – 110

Пример заполнения декларации

Приведем пример, как будет заполняться декларация.

Раздел. 2.1

Водный объект, из которого проводится забор воды, находится в Бурейском р-не, Амурской обл. Стоит заполнить один экземпляр. Объемы воды, что забрано – 65 тыс. м3, лимит – 45 тыс.

Ячейка Содержание
Строка 010 000 1 07 03000 01 0000 110 – КБК
020 10215 (ОКАТО)
025 Река Бурейка
030 Код лицензий – БАГ; 00010; ТРВ30.
Расшифруем последний показатель:
Т – то, что лицензию выдало региональное отделение МПР РФ,
Р – на использование вод реки,
В – цель – питьевое и хозяйственное водоснабжение,
3 – проводится изъятие вод,
0 – воздействие – в объеме.
040 Код 11084, поскольку Бурейку стоит отнести к другим рекам
050 Число 3 (для иных целей)
060 45 (тыс. м3)
070 65 (тыс. м3)
080 Опять ставим 45
090 20 (разница строки 070 и 080)
100 Ставка – 252 (рубля за 1 тыс. м3)
110 Увеличенный размер ставки в пять раз – 1260
120 Суммированные показатели – 36540 ((45 тыс. * 252 руб./1 тыс. м3) + (20 тыс. * 1260 руб./1 тыс. м3))

Раздел 2.2

Такой раздел будет заполняться в отдельности по каждому объекту. Пользователем было размещено плавательный транспорт на площади 2 км2 на 1 речке (Зейский р-н, Амурская обл.). Нужно заполнить один экземпляр.

Раздел 2.3

На речке произведено электроэнергию – 1400 тыс. кВт в час.

Раздел 2.4

Проводился лесосплав (Омская обл., р. Тында), объем которого 7 тыс. м3 древесного материала, расстояние – 200 км.

010 Тот же КБК
020 10254
030 БЛГ; 00003; РПБВ
040 40700
050 7
060 200
070 Ставка – 1476
0808 Сумма – 20664 ((7 тыс. м3 * 200 км * 1476 руб./1000 куб. м) : 100)

Рассматриваемый в данном материале документ как таковой был учрежден в 2013-м году в результате соответствующего постановления российского правительства, регулирующего вопросы холодного водоснабжения и водоотвода.

Декларация — эффективный способ контроля качества сточных вод

Эту декларацию необходимо подавать всем субъектам хозяйствования, у которых есть отдельные выпуски в систему центрального водоотведения, при условии, что средний объем генерируемых ими сточных вод составляет от 30 кубометров в сутки. Кроме того, в список объектов, для которых актуальна рассматриваемая декларация, входят те, для которых установлены НДС – нормы допустимых сбросов.

Специфика документации

Следует отметить, что существует определенное заблуждение, касающееся данного документа. Оно заключается в том, что многие считают обязательным одобрение подаваемой декларации со стороны ВКХ – учреждения водопроводно-канализационного хозяйства. Стоит помнить, с законодательной точки зрения это не является обязательным, что есть смысл учитывать каждому потенциальному декларанту.

Данные из этой декларации принимаются во внимание, когда производится расчет платежа за негативное воздействие на окружающую среду. В случае если качественные характеристики стоков будут находиться на оптимальном уровне, рассматриваемый взнос окажется минимальным. Именно поэтому внесение предельно точных сведений в декларацию выгодны как ВКХ, так и предприятию.

Если же коротко объяснить, для чего конкретно нужна декларация о составе и свойствах сточных вод, то прежде всего, она представляет собой довольно эффективное средство контроля за качеством сбрасываемых потребителем стоков. По сути, это сообщение со стороны декларанта о таких характеристиках отводимых вод, как:

  • объем;
  • специфика состава;
  • свойства и прочие особенности.

Также стоит добавить, что предоставляя данную декларацию, потребитель водных ресурсов обязуется в точности соблюдать заявленные в документе параметры на протяжении всего срока его действия.

Заполнение декларации

Как уже упоминалось выше, предприятия, подключенные к системе централизованного водоснабжения и генерирующие более 30 кубических метров стоков в сутки, обязаны подавать данную декларацию в любом случае. Если же объем стоков является меньшим, то заполнение рассматриваемого документа производится в опциональном порядке – то есть, обязательным не считается.

Что же касается тех потребителей, суточный сброс стоков которых превышает 200 кубометров, то в их случае необходимы проработка и последующее согласование проекта уже упоминавшихся выше НДС – нормативов допустимых сбросов. Также, им вменяется в обязанность разработка детального плана мероприятий, направленных на снижение существующего количества сбрасываемых вод.

Для проработки декларации понадобится много документов

Теперь следует перечислить документы, являющиеся обязательными в таком деле, как проработка рассматриваемой в данном материале декларации. К таковым относятся:

  • краткое описание структуры производства;
  • перечень объектов, относящихся к предприятию, с уточнением их назначения;
  • свидетельство, подтверждающее право собственности (альтернативным вариантом может быть договор аренды); подробные сведения, касающиеся территории, занимаемой компанией (предоставление данных о площади – совокупной, застроенной, относящейся к проезжей части, пешеходной, выделенной под зеленые насаждения и т.д.);
  • договор, подтверждающий право декларанта на использование водных ресурсов – снабжение ими и их последующий сброс;
  • извещения от местного водоканала, в которых указаны результаты исследований взятых проб генерируемых предприятием стоков;
  • акт, регулирующий разграничение ответственности в отношении канализационных сетей;
  • характеристики используемых очистных сооружений, а также относящаяся к ним документация (данный пункт актуален в случае, если системы очистки присутствуют);
  • подробная схема канализации и выпусков, с обязательно отмеченными контрольными точками.

А что же дальше?

После того как декларация о свойствах и составе сточных вод заполнена, начинается процедура ее проработки. Она предусматривает реализацию следующих мероприятий:

  • сбор сведений, являющихся исходными;
  • взятие проб стоков на всех выпусках, осуществляемое один раз в семь дней (и так шесть раз);
  • проведение лабораторного исследования вод;
  • разработка и оформление декларации, производимые на основании собранной информации;
  • подача документа в местный водоканал.

Касательно сроков проработки данной декларации можно сказать, что они относительно невелики.

Минимальная продолжительность ожидания в таких случаях составляет 15 рабочих дней, а конкретное его значение зависит от таких факторов, как:

  • степень сложности осуществляемых работ;
  • особенности объекта, а также его расположение;
  • наличие протоколов, в которых указываются результаты анализов взятых проб и т.п.

Напоследок же остается добавить, что предприятие имеет право вносить корректировки в документ до момента получения им уведомления о проведении отбора стоков для анализа. Также стоит напомнить, что декларация теряет свою силу, если изменились:

  • профиль производства;
  • используемые технологии очистки;
  • те или иные технологические процессы, влияющие на характеристики генерируемых стоков;
  • нормы, регулирующие предельно допустимые сбросы.

Помимо этого, рассматриваемый документ является утратившим силу в случае, если по итогам проведенной проверки было выявлено несоответствие реальных данных тем, которые были заявлены декларантом.

Приближается срок подачи декларации о составе и свойствах сточных вод (далее — декларация). В статье рассмотрим тонкости составления декларации и последствия ее непредставления в установленные сроки.

Декларация подается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) и предназначена для контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ).

Водоотведение осуществляется в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 26.07.2018; далее — Правила ХВиВ).

Порядок подачи абонентами декларации определен главой VIII Правил ХВиВ и охватывает:

Круг лиц, обязанных подавать декларацию;

Сроки действия декларации;

Сроки подачи декларации;

Требования к содержанию декларации и условия ее изменения;

Сроки рассмотрения декларации организацией ВКХ;

Причины отказа в рассмотрении декларации организацией ВКХ.

Кто подает

Декларация подается абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов (далее — НДС), а также иными абонентами, имеющими самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м 3 в сутки суммарно по всем выпускам (п. 124 Правил ХВиВ).

Таким образом, нормируемые абоненты — абоненты, для которых устанавливаются НДС, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты), — автоматически принимают на себя обязанность по представлению декларации.

Освобождены от подачи декларации абоненты:

Имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, при этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет менее 30 м 3 в сутки суммарно по всем выпускам ;

Являющиеся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

Сроки подачи

Декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию ВКХ (п. 127 Правил ХВиВ).

Следовательно, декларацию на 2019 г. необходимо подать до 01.11.2018 . Срок действия декларации: минимум — один год, максимум — законодательно не установлено. При этом в течение срока действия декларации абонент обязан соблюдать указанные в ней параметры.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

До вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» (т.е. до 01.01.2017) декларация на очередной год подавалась до 1 июля предшествующего года; после 01.01.2017 декларацию на 2017 г. абоненты были обязаны подать до 01.03.2017 , а начиная с подачи декларации на 2018 г. — до 1 ноября предшествующего года. При обнаружении в договоре водоотведения сроков подачи декларации, не установленных законом, рекомендуем перезаключить договор или внести в него изменения — договор не должен противоречить действующему законодательству.

Как правило, в договоре водоотведения определяются сроки первой подачи декларации новыми абонентами , а именно «не позднее 6 месяцев со дня заключения абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства настоящего договора» . Далее абонент подает декларацию на очередной год до 1 ноября предшествующего года.

Порядок декларирования состава и свойств сточных вод, а также порядок контроля за соблюдением абонентами НДС, лимитов и показателей декларации, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, являются существенными условиями договора водоотведения.

а) сведения об абоненте (полное и сокращенное наименование абонента, реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение, сведения об объектах абонента);

б) фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ;

в) схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев;

г) иные сведения, указанные в форме декларации.

Форма декларации приводится в приложении № 1 к Правилам ХВиВ.

Обратите внимание: при несоблюдении требований к заполнению указанной формы организация ВКХ вправе отказать в принятии декларации.

Извлечение
из Правил ХВиВ

[…]
130. […]
Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе не принимать декларацию для осуществления контроля в следующих случаях :
отсутствие сведений или документов, указанных в форме декларации;
несоответствие сведений, указанных в пунктах 1-5 формы декларации, действительности таких сведений;
указание в декларации нулевых значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод или значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определенного по результатам, полученным за предшествующие 2 года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;
указание фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к настоящим Правилам, а также для тех, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов абонента.
[…]

Полное и сокращенное наименование абонента;

Фактический адрес объекта;

Реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение;

Ф.И.О. (полностью) и должность руководителя абонента (Ф.И.О., должность, доверенность лица, уполномоченного на подписание по доверенности), контактный телефон;

Код организации и виды деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

В пункте 6 декларации указываются фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента и фактические показатели свойств сточных вод абонента в табличном виде. При наличии на одном объекте нескольких выпусков в ЦСВ абонент обязан указать состав и свойства сточных вод отдельно по каждому из таких выпусков.

Извлечение
из Правил ХВиВ

[…]
125. […] Декларация может предусматривать сбросы загрязняющих веществ с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, однако не может предусматривать сброс в централизованную систему водоотведения веществ и микроорганизмов, запрещенных к применению и (или) сбросу.
[…]

В примечании к декларации (в пп. 3-6) указываются:

Наличие локальных очистных сооружений (далее — ЛОС);

Год постройки ЛОС;

Состав ЛОС;

Среднесуточный фактический объем отводимых сточных вод за истекший календарный год (м 3 /сут.).

Календарный год — это период с 1 января по 31 декабря. Следовательно, если декларацию на 2019 г. мы подаем до 01.11.2018, то истекшим календарным годом будет являться 2017 г.

После примечания перечисляются прилагаемые к декларации документы, а также указывается срок действия декларации (не менее одного года) — даты начала и окончания срока действия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

При заполнении самой формы декларации будут исполнены подп. «а», «б» и «г» п. 128 Правил ХВиВ, однако без соответствующих приложений, включая подп. «в» п. 128 Правил ХВиВ, организация ВКХ вправе не принять декларацию.

К декларации прилагаются:

Копия приказа территориального органа Росприроднадзора об установлении НДС абонентов, заверенная печатью абонента (при наличии) и подписью его представителя (приложение № 1);

Схема внутриплощадочных канализационных сетей объекта абонента с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев, заверенная печатью абонента (при наличии) и подписью его представителя (приложение № 2);

Копия доверенности лица, уполномоченного на подписание декларации по доверенности (приложение № 3).

Если абонент является ненормируемым, то в приложении № 1 к декларации рекомендуется прописать следующее: «Приказ отсутствует в связи с тем, что абонент не попадает под категорию абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» .

Организация ВКХ рассматривает поданную абонентом декларацию в течение 10 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщает абоненту о принятии декларации для осуществления контроля либо возвращает абоненту декларацию с указанием причин отказа в ее принятии (п. 130 Правил ХВиВ).

Как заполнять пункт 6 декларации

Согласно п. 129 Правил ХВиВ загрязняющие вещества и показатели общих свойств сточных вод, по которым должен осуществляться контроль, определяются на основании перечня, приведенного в приложении № 5 к Правилам ХВиВ, а также НДС абонента (последнее касается нормируемых абонентов). Значения фактических концентраций загрязняющих веществ и фактических показателей свойств сточных вод определяются абонентом путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску , выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Значения фактических концентраций и показателей в составе декларации определяются абонентом в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод, при этом в обязательном порядке:

Учитываются результаты, полученные за 2 предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией ВКХ в соответствии с Правилами контроля (конечно же, «новые» абоненты для своей первой подачи декларации анализируют данные, полученные за 6 месяцев);

Исключаются значения запрещенного сброса;

Не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.

ПРИМЕР

Абонент проанализировал результаты анализа состава и свойств сточных вод за 2 предшествующих года — концентрация взвешенных веществ варьировалась от 81,5 до 300 мг/дм 3 . Таким образом, в декларации абонент должен указать концентрацию в интервале от 81,5 до 300 мг/дм 3 . Указание значения ниже выявленного интервала сразу же повлечет за собой отказ в принятии декларации организацией ВКХ.

Согласно приложению № 5 к Правилам ХВиВ максимальное допустимое значение концентрации взвешенных веществ составляет 300 мг/дм 3 . Учитывая, что за 2 предшествующих года у абонента в результатах присутствовало максимальное допустимое значение по данному параметру, при последующих контрольных пробах это максимальное значение может повториться. Поэтому в декларации абоненту следует указать фактическую концентрацию взвешенных частиц равную 300 мг/дм 3 .

В соответствии с п. 123(2) Правил ХВиВ в случае, если в контрольной пробе сточных вод , отобранной организацией ВКХ, значение ФКi по какому-либо показателю в 1,5 раза и более отличается от значения, заявленного абонентом в декларации , вместо указанного значения используются результаты анализа контрольных проб сточных вод .

При выявлении 2 раза и более в течение календарного года в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией ВКХ, значения ФКi по одному и тому же показателю, превышающего в 2 раза и более значение ФКi, заявленное абонентом в декларации, коэффициент воздействия (КВ) согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам ХВиВ, по такому показателю увеличивается в 2 раза (в период с начала календарного месяца, в котором зафиксировано 2-е или последующее превышение, до следующего отбора проб организацией ВКХ, но не более чем за 3 календарных месяца). В течение этого срока с указанием нового значения ФКi по превышенному показателю с учетом анализов контрольных проб сточных вод, отобранных организацией ВКХ, выявивших превышение значения ФКi в 2 раза и более значения ФКi, заявленного абонентом в декларации.

Изменение декларации

После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения , уведомив организацию ВКХ любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации организацией ВКХ и наличие соответствующих полномочий у лица, вносящего изменения в декларацию (п. 127 Правил ХВиВ).

После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод и до окончания таких мероприятий внесение изменений в декларацию не допускается (п. 127 Правил ХВиВ).

Согласно п. 130(2) Правил ХВиВ абонент обязан внести изменения в декларацию в течение 3 месяцев со дня оповещения абонента организацией ВКХ о наступлении хотя бы одного из случаев, указанных в п. 130(1) Правил ХВиВ:

Извлечение
из Правил ХВиВ

[…]
130(1). Декларация прекращает действие в следующих случаях:
а) выявление организацией водопроводно-канализационного хозяйства в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышения нормативов допустимых сбросов абонентов или максимальных допустимых значений показателей и концентраций по веществам (показателям), не указанным абонентами в декларации;
б) выявление 2 раза в течение календарного года в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, значения ФКi по одному и тому же показателю, превышающего в 2 раза и более значение ФКi, заявленное абонентом в декларации.
[…]

Если изменения в декларацию не были внесены в установленные сроки, ее действие прекращается.

Последствия непредставления декларации

В случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2 (п. 123(2) Правил ХВиВ). Иных санкций за непредставление декларации законодательством не предусмотрено.

Пункт 33 типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 (в ред. от 29.06.2017).

Строительство ЛОС при сбросе сточных вод в ЦСВ: обязанность или право?

  • Контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ: могут ли стороны договора водоотведения «усовершенствовать» порядок контроля?