РАЗРАБОТАНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России и Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (руководитель - В.А.Степанов, ответственный исполнитель - Л.Н.Крылов, исполнители - И.И.Дмитренко, В.Н.Маклаков, Г.А.Шанин, Т.Л.Грищенкова, А.В.Белов, Г.П.Шпунт).

ВЗАМЕН "Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях рыночных отношений", введенного в действие с 01.04.94 письмом Госстроя России от 29.12.93 N 12-349 и "Методических рекомендаций по определению затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, затрат на содержание заказчика-застройщика и технического надзора, прочих работ и затрат при определении стоимости строительной продукции", введенных в действие письмом Минстроя России от 03.11.92 N БФ-925/12.

Настоящие Методические указания предназначены для определения стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, осуществляемого на территории Российской Федерации.

Методические указания разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Положением о Госстрое России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 25 января 1999 г. N 95.

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.

Методические указания содержат основные сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, сложившейся в Российской Федерации в условиях развивающихся рыночных отношений.

Методические указания имеют в своем составе общие методические положения по определению стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, составлению сметных расчетов (смет), формированию договорных цен на строительную продукцию, рекомендации по проведению расчетов за выполненные подрядные работы, а также по использованию автоматизированных (компьютерных) систем.

Положения настоящего документа распространяются на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.

В Методических указаниях приведены формы сметных документов и договорных цен на строительную продукцию, терминологический словарь основных понятий, используемых в системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве для условий рынка.

1.1.1. Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила - часть 4 СНиП "Сметные нормы и правила" (Государственные федеральные сметные нормативы - ГФСН-81) и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются - сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства. Они входят в "Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации", выпускаемый систематически Госстроем России.

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей народного хозяйства.

1.1.2. Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в затратах труда, строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.) - к сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.

Вместе со "Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации" (СП 81-01-94), содержащим в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве (табл.1).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(ГОССТРОЙ РОССИИ)

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ РАБОТ

ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

МДС 81-30.2002

Москва 2002

Временные методические указания по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог. МДС 81-30.2002/Госстрой России. - М.:ГУП ЦПП, 2002. - 12 с.

РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (И.И. Дмитренко, А.В. Карпов ) и согласованы с Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России.

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (редакционная комиссия в составе: Е.Е. Ермолаев - руководитель, В.Н. Маклаков, Г.П. Шпунт ).

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.08.2002 г. постановлением Госстроя России от 01.08.2002 № 92.

ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для практического применения при определении стоимости работ по строительству и ремонту автомобильных дорог.

ВВЕДЕНИЕ

Временные методические указания по определению стоимости работ по строительству и ремонту автомобильных дорог (далее - Методические указания) подготовлены Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России.

Методические указания разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-методическими документами Минэкономразвития России, Минфина России, Госстроя России, Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России и других федеральных органов государственного управления.

Методические указания являются отраслевым документом, отражающим специфику дорожного хозяйства. В них изложен порядок определения стоимости работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и сооружений на них (далее - дорожные работы).

Методические указания следует применять в комплексе с другими нормативно-методическими документами Госстроя России, Минэкономразвития России, Минфина России, Минтранса России и других федеральных органов государственного управления.

В Методических указаниях использованы законодательные акты Российской Федерации и нормативно-методические документы по ценообразованию в строительстве, действовавшие по состоянию на 01.06.2002 г.

Методические указания предназначены для определения стоимости финансируемых за счет (при участии) средств федерального бюджета дорожных работ в текущем и прогнозном уровне цен; для использования при составлении инвесторских смет; для определения стартовых цен при подготовке и проведении подрядных торгов, а также оплате работ, контракты на выполнение которых в соответствии с действующим законодательством заключались без проведения конкурса.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цены на дорожные работы являются свободными (договорными). Основным направлением ценовой политики в дорожном хозяйстве является определение объективной стоимости (цены) выполняемых дорожных работ и обеспечение эффективного использования дорожных средств.

1.2. Работы, проводимые на сети автомобильных дорог общего пользования и финансируемые за счет средств федерального бюджета и территориальных дорожных фондов, являются работами, выполняемыми для государственных нужд. Их проведение должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим поставку товаров для государственных нужд.

1.3. Окончательная стоимость работ устанавливается по результатам торгов на их выполнение.

2. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ

2.1. Нормативно-методическая база для определения стоимости дорожных работ состоит из нормативных и методических документов федеральных органов государственного управления, принятых в пределах их компетенции.

2.2. Порядок формирования системы ценообразования и сметного нормирования приведен в Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94) (письмо Минстроя России от 29.12.94 № ВБ-12-276) и в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99).

2.3. В связи с особенностями формирования федерального бюджета учет новых методических и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в области сметного ценообразования производится при формировании программы работ на финансовый год, следующий за годом введения документа.

2.4. Определение стоимости дорожных работ следует производить с использованием автоматизированных (компьютерных) систем. К использованию допускаются только программные комплексы, отвечающие соответствующим стандартам и прошедшие сертификацию Госстроя России. Целесообразно использование одинакового программного обеспечения всеми участниками инвестиционного процесса (инвестором, заказчиком, подрядчиком и проектной организацией).

3. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ

3.1. Стоимость дорожных работ определяется на основании сметных расчетов (смет). Для определения сметной стоимости дорожных работ должна разрабатываться следующая документация: локальные и объектные сметные расчеты (сметы); сметные расчеты (сметы) на отдельные виды работ или затрат; сводный сметный расчет и, при необходимости, сводка затрат.

3.2. Результаты расчетов по определению стоимости дорожных работ оформляются в соответствии с формами приложения 3 Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99).

3.3. Стоимость дорожных работ должна определяться в текущем (в ценах, действующих на момент расчета) уровне цен. При формировании программы дорожных работ на очередной финансовый год стоимость работ определяется в прогнозном (с учетом ожидаемого изменения цен на ресурсы) уровне цен. Конкретная дата расчета определяется заказчиком по согласованию с Росавтодором и указывается в задании на проектирование.

При составлении смет в текущем или прогнозном уровне цен должен применяться ресурсный или ресурсно-индексный метод определения стоимости. Ресурсный метод является приоритетным.

3.4. При определении текущей (прогнозной) стоимости работ и исчислении потребности в ресурсах в натуральных измерителях, как правило, должны применяться утвержденные в установленном порядке Госстроем России Государственные элементные сметные нормы на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы (ГЭСН). При отсутствии утвержденных ГЭСН допускается использование иных нормативных документов Госстроя России, утвержденных в установленном порядке.

3.5. Для контроля стоимости выполненных работ, а также для анализа ценовых процессов стоимость дорожных работ может также определяться в базисном (в ценах 1984, 1991 или 2001 г.) уровне цен.

При составлении сметной документации в базисном уровне цен действуют все применяемые в соответствующем периоде (кроме отмененных специальными документами Госстроя России) положения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

СТОИМОСТИ ИХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА

ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ОСГО

И

ОЦЕНКИ

МОСКВА 2004 г.
Методические указания по определению стоимости автомототранспортных средств и стоимости их восстановительного ремонта предназначены для использования в оценочной и экспертной деятельности, осуществляемой в рамках ОСГО. Они могут быть также использованы при подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации специалистов (экспертов-техников и оценщиков).

Указания подготовлены д.э.н. Улицким М.П., к.т.н. Лосавио С.К. (Московский автомобильно-дорожный институт – ГТУ), Ивановым А.П., Губановым А.Е. (МГТУ «МАМИ»), Ивановым А.А. (ФГУП «НАМИ»), Коршуновым А.Ф. (Московская городская коллегия адвокатов) и рекомендованы к изданию учебно-методическим объединением Министерства образования и науки РФ по транспортной технике.


  • Торгово - промышленной палатой РФ;

  • Российским обществом оценщиков;

1.2.Правовая база.

1.3. Цели экспертизы и оценки.

1.4.Виды стоимости.


2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

2.1. Определение объема и технологии ремонта АМТС.

2.2.Определение затрат на ремонт АМТС.

2.2.1.Определение величины трудовых затрат и накладных расходов.

2.2.2. Определение стоимости материалов и запчастей.

2.2.3.Особенности расчета стоимости ремонта для гарантийных и находящихся на фирменном обслуживании АМТС

2.3.Экономическая целесообразность ремонта АМТС

2.4.Расчет стоимости годных остатков АМТС.

2.4.1.Определение стоимости аварийных АМТС, не подлежащих восстановлению.

2.4.2. Расчет стоимости годных к реализации запчастей и утилизационных остатков АМТС.
3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ.

3.1.Определение стоимости сравнительным подходом.

3.2.Определение стоимости затратным подходом.

3.2.1.Определение стоимости воспроизводства.

3.2.2.Корректировка стоимости объектов оценки, оснащенных дополнительным оборудованием.

3.2.3.Учет естественного физического износа при оценке стоимости.

3.2.4.Учет аварийного физического износа при оценке стоимости.

3.2.5.Учет функционального износа и экономического устаривания при оценке стоимости.

3.2.6.Предельное значение снижения стоимости за счет износа.

3.3.Определение стоимости доходным подходом.

3.4.Определение итоговой величины стоимости.
4.ПРИЛОЖЕНИЯ.

4.1.Осмотр автомототранспортных средств.

4.1.1.Подготовка к осмотру.

4.1.2.Осмотр.

4.1.3.Составление Акта осмотра.

4.1.4.Образец Акта осмотра.

4.2.Определение износа АМТС и их комплектующих.

4.2.1.Расчет величины естественного физического износа для АМТС, используемых в некоммерческих целях, и их комплектующих.

4.2.2.Расчет величины естественного физического износа для АМТС, используемых в коммерческих целях, и их комплектующих.

4.2.3.Расчет физического износа комплектующих при повторных (рецидивных) повреждениях.

4.3.Значения коэффициентов корректирования износа, учитывающих природно-климатические условия эксплуатации (А 1), экологическое состояние окружающей среды (А 2), тип региона (А 3).

4.4.Нормы годовых амортизационных отчислений для АМТС, изготовленных до 2002г.

4.5.Среднегодовые пробеги АМТС.

4.7.Р асчет дополнительной утраты товарной стоимости (УТС).

4.7.1. Границы определения УТС.

4.7.2.Исходная информация для определения УТС.

4.7.3.Последовательность расчета УТС.

4.8.Основные понятия, используемые в оценочной деятельности.

4.8.1.Субъекты экспертной и оценочной деятельности.

4.8.2.Объекты экспертной и оценочной деятельности.

4.8.3.Право и основания для проведения экспертизы и оценки.

4.8.4.Организация экспертизы, этапы оценки

4.8.5.Требования к договорам об экспертизе и оценке.

4.8.6.Составление экспертного заключения и отчета об оценке.

4.8.6.1.Требования к экспертному заключению.

4.8.6.2.Требования к отчету об оценке.

4.8.6.3.Достоверность отчета.

4.8.6.4.Оспоримость сведений, содержащихся в отчете.

4.8.7.Требования к экспертной и оценочной деятельности.

4.8.7.1.Условия допуска к экспертной и оценочной деятельности.

4.8.7.2.Сроки проведения экспертизы и оценки.

4.8.7.3Обязанности и ответственность эксперта и оценщика.

4.8.7.4.Права эксперта и оценщика.

4.8.7.5.Независимость эксперта и оценщика.

4.8.7.6.Размер оплаты труда эксперта и оценщика.
5.СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ И ОЦЕНКЕ АМТС.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие методические рекомендации могут быть использованы при проведении работ по независимой технической экспертизе* автомототранспортных средств (далее экспертизе) при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также при оценке стоимости восстановительного ремонта автомототранспортных средств (далее АМТС) и стоимости самих АМТС.

Субъектам экспертной и оценочной деятельности, в том числе занимающихся определением размера страхового возмещения;

Саморегулируемым организациям;


  • учебным заведениям, занимающимся обучением экспертов и оценщиков;

  • другим заинтересованным лицам.

1.2.Правовая база.

Методические указания базируются на положениях законодательных актов РФ, в том числе:


  • Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее ЗАКОН об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ);

  • Федеральный закон от 14.11.2002г. № 143-Ф3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

  • Федеральный закон от 25 апреля 2002г. № 40-Ф3 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее именуется ЗАКОНом об ОСГО);

1.3.Цели экспертизы и оценки.

Согласно п.7 ст. 12 ЗАКОНА об ОСГО и п.2 ПРАВИЛ ОСГО целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:

а) наличие и характер технических повреждений транспортного средства;

б) причины возникновения технических повреждений транспортного средства;

в) технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.
Согласно ст. 3 ЗАКОНа об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, целью оценочной деятельностью является установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
1.4.Виды стоимости.

В Законе об оценочной деятельности и в Стандартах оценки определены основные виды стоимости, все остальные стоимости отнесены к специальным видам.

Рыночная стоимость - определена статьёй 3 ЗАКОНа об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ следующим образом: "...под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо черезвычайные обстоятельства, то есть когда:

Одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

Объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

Платеж за объект оценки выражен в денежной форме".

В статье 7 ЗАКОНа об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ установлено следующее правило для определения стоимости, "по умолчанию": "В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке...не определен конкретный вид стоимости..., установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других."

Стандартами оценки в пункте 4 определены слендующие виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной стоимости:

Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров.

Стоимость воспроизводства объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.

Стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.

Стоимость объекта оценки при существующем использовании - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования.

Инвестиционная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.

Стоимость объекта оценки для целей налогообложения - стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость).

Ликвидационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов.

Утилизационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые она в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки.”

Остальные виды стоимости отведены ЗАКОНом об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ к “специальным” видам стоимости.

Специальная стоимость объекта оценки – согласно Стандарту оценки – является “стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих Стандартах оценки.”

Примером специальной стоимости могут служить привиденные ниже стоимости.

Стоимость ремонта (восстановления) транспортного средства - рыночная стоимость устранения повреждений транспортного средства, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль.

Балансовая стоимость - полные затраты на приобретение объекта, включая транспортные расходы, отражаемые в балансе организации и принимаемые по правилам учета основных средств.

Итоговая величина стоимости - с огласно п.13 Стандартов оценки – величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобщения результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.
1.5.Методические основы экспертизы и оценки, подходы к оценке.

Согласно п.15 Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2003 года № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» и «Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства» (далее ПРАВИЛА ОСГО), нормативные, методические и другие документы, используемые при проведении экспертизы, утверждаются совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.
Согласно п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 июля 2001г. №519 "Об утверждении стандартов оценки" (далее Стандарты оценки), оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определить в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. При этом учитывается объем и достоверность рыночной информации, доступной для использования того или иного метода.

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки (объекта), основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Затратный подход - с овокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа.

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Все разновидности оцениваемых стоимостей в своей основе имеют рыночную стоимость в том или ином виде и, в конечном итоге, их можно представить в качестве результата преобразования рыночной стоимости. Следовательно, при определении рыночной стоимости автомототранспортных средств, отличной от рыночной, следует руководствоваться теми же методическими основами (принципами), которые применяются при определении рыночной стоимости, при этом учитывая специфические особенности этих стоимостей.

При определении рыночной стоимости автомототранспортных средств и стоимости их ремонта следует руководствоваться следующими методическими основами (принципами):


  • принцип полезности: рыночную стоимость имеют объекты оценки, способные удовлетворять конкретные потребности пользователя в течение определенного периода времени;

  • принцип спроса и предложения: рыночная стоимость объекта оценки зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей;

  • принцип замещения: рыночная стоимость объекта оценки не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности;