После многолетних дискуссий правительство решило реализовать инициативу введения налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли в пилотном режиме. Данный режим налогообложения пока будет действовать в качестве эксперимента на некоторых месторождениях «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛа и «РуссНефти» – по соответствующим заявкам нефтяных компаний. О том, что это за налог, рассказывает юрист КСК групп Павел Приходько.

Добавленный доход представляет собой разницу между доходами от продажи нефтересурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налогом на добавленный доход будет облагаться выручка от продажи нефтепродуктов за вычетом эксплуатационных затрат, капитальных вложений, транспортных расходов. То есть налог будет взиматься не с объема добытой нефти, а с финансового результата от ее продажи. Предполагается, что ставка данного налога составит 50%.

Вопрос введения НДД давно циркулирует в околовластных ведомствах с теми или иными коррективами. Так, в «Энергетической стратегии России до 2035 года», подготавливаемой Минэнерго и анонсированной 20 сентября 2017 на VIII Нефтегазовом форуме в Тюмени, отмечается, что введение налогообложения дополнительного дохода (НДД) от добычи является ключевым элементом «новой налоговой системы» и имеет первоочередное значение для развития энергетической отрасли. Как планирует законодатель, это обеспечит гибкость и адресность налогообложения за счет введения зависимости уровня налогообложения от экономического результата разработки нефтяной скважины.

Минэнерго считает, что это создаст условия для введения в экономический оборот малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, трудноизвлекаемых запасов, месторождений на континентальном шельфе, а также завершит модернизацию нефтеперерабатывающих производств.

Данная законодательная инициатива получила значительный отклик в отечественных СМИ и вызвала оживленную экспертную дискуссию. Анализ публикаций и мнений показал, что единообразной позиции по данному вопросу не выработано, не говоря об оценке последствий вступления в силу данных поправок. Предлагаем разобраться в особенностях налога на добавленный доход и вероятных последствиях.

Налог на добычу полезных ископаемых

Сложившаяся к текущему моменту система налогообложения добываемых природных ресурсов предусматривает налогообложение объема добытой нефти. Она очень эффективна и выгодна для бюджета в России, что обусловило ее широкое применение в РФ. Однако эффективность данной системы налогообложения заканчивается, когда речь заходит о начале эксплуатации скважин, в особенности, скважин с трудноизвлекаемыми запасами, высокообводненных скважин.

Существующий НДПИ фактически дестимулирует нефтяные компании разрабатывать и эксплуатировать новые скважины с трудноизвлекаемыми запасами, что влечет невостребованность повышения эффективности нефтедобычи.

Сложилась система, в которой нефтяные компании не заинтересованы в инвестировании в трудноизвлекаемые запасы (а большинство из них именно такие), что консервирует технологическое отставание российского нефтяного сектора и хроническую зависимость от зарубежных технологий разведки, бурения и эксплуатации подобных нефтяных месторождений.

Налог на добавленный доход

Планируемый к введению с 1 января 2018 года НДД принципиально отличается от НДПИ. Так как базой для взимания НДД станет прибыль, то это позволит снизить налогообложение для всех новых месторождений. Это происходит из-за того, что на начальном этапе затраты на бурение и разработку и эксплуатацию скважин (в особенности труднодоступных) крайне высоки, а объем продаж нефтепродуктов с таких скважин очень мал.

Однако после того, как объем добычи со скважины выходит на полную мощность, налог на добавленный доход позволяет собирать значительно больше сумм налогов и тем самым компенсировать потери бюджета в виде выпадающих платежей из-за больших расходов на разработку и запуск трудноизвлекаемых месторождений на начальном этапе. Иными словами, доход от такой скважины фактически многократно «добавляется» с существующему.

Такая же картина справедлива и для заключительных этапов разработки скважины, когда расходы на ее содержание возрастают, а добыча с такого месторождения снижается. Введение НДД снизит налогооблагаемую базу для таких скважин и как следствие – налоговую нагрузку на компанию в данном отчетном периоде.

Эффективность применения НДД, как и прочих других позитивных инициатив, целиком и полностью зависит от успешности реализации данного законопроекта. В отличие от простого НДПИ, рассчитываемого от оборота нефтепродуктов, НДД сложно администрировать. Дело в том, что НДД рассчитывается, исходя из прибыли, поэтому нефтяные компании заинтересованы в «раздувании» расходов, даже когда уже добыча со скважины вышла на проектную отметку.

С подобной ситуацией столкнулась Великобритания, где действует аналогичный налог, и компании стремятся максимально увеличивать расходы. Данный фактор, что очевидно, повышает риск снижения бюджетных доходов, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, и повышает нагрузку на налоговые органы.

Однако ни для кого не секрет, что откладывание реформ в нефтяной сфере консервирует экстенсивный путь развития отрасли, купирует хроническое отставание в передовых технологиях добычи нефти, в том числе трудноизвлекаемой, и снижает эффективность эксплуатации существующих месторождений.

Поэтому сегодня никто не ручается, что российская экономика выдержит очередной эволюционный скачок в нефтедобыче, сродни тому, который случился в США и обрушил стоимость нефти в 3 раза, а следовательно – и российский бюджет. Речь идет о «сланцевой» революции. Поэтому грамотная и взвешенная реализация НДД видится как болезненный для бюджета в краткосрочной перспективе, но крайне необходимый шаг в стратегии реализации энергоэффективности России.

xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai

Новости в России и в мире - Newsland - информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика.

Законопроект по налогу на добавленный доход (НДД) в ближайшее время будет внесён правительством России в Госдуму. Об этом в кулуарах Восточного экономического форума сообщил министр энергетики Александр Новак.

По его словам, на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича проект был одобрен. Налог на добавленный доход в отличие от налога на добычу полезных ископаемых взимается с дохода от продажи сырья за вычетом расходов на добычу и транспортировку.

Внесенный в правительство законопроект предполагает добровольный переход на НДД разработчиков новых месторождений и нефтепроизводителей на скважинах с добычей не более 15 млн т.

Сейчас в правительстве на рассмотрении находятся два законопроекта, которые, по сути, дают льготы низкорентабельным месторождениям нефти для стимуляции их добычи.

Как сообщалось, на Гайдаровском форуме министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что, в ведомстве выступают за срочную замену налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) налогом на добавленный доход (НДД).

Налог на добавленный доход: что это значит для бюджета

http://bujet.ru/article/276098.php

В начале мая СМИ сообщили о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил ввести для новых нефтяных месторождений, разрабатываемых в России, налог на добавленный доход. Однако против реформы выступило Министерство финансов.

«Бюджет» подготовил материал о том, что такое НДД и чем эта форма налогообложения добывающей отрасли отличается от двух уже применяемых в России – таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ «РОСНЕФТИ» И ОТВЕТ МИНФИНА

По данным СМИ, «Роснефть» уже подготовила законопроект по НДД. При этом сам И. Сечин описал реформу в письме заместителю главы правительства Аркадию Дворковичу.

В свою очередь, в Минфине эксперимент с НДД назвали несвоевременным. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства Илья Трунин 8 мая заявил агентству ТАСС, что вопрос срочного введения НДД не проработан.

В целом НДД обладает теми же недостатками, что и налог на финансовый результат (НФР), эксперимент по введению которого сейчас прорабатывается Минэнерго, добавил он.

«Сейчас не время для экспериментов в отрасли, которая в целом обеспечивает до 50% доходов бюджетной системы», - приводит агентство его слова. И. Трунин подчеркнул, что действующая система налогообложения нефтяной отрасли за последние годы пополнилась огромным количеством льготных режимов и был проведен налоговый маневр, который привел к снижению нагрузки на нефтедобычу.

И. Трунин пояснил, что НДД устраивает нефтяные компании, так как даст им дополнительные льготы, позволит стимулировать инвестиции и увеличивать капиталовложения. Но оценка НДД с точки зрения влияния на экономику в целом неоднозначна.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННЫЙ ДОХОД

НДД начисляется на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налог облагает не всю выручку компании или объем добытых ей ресурсов, а финансовый результат. Переход на НДД обсуждается уже несколько лет.

Ранее неоднократно сообщалось, что новая система поможет более справедливо распределить налоговую нагрузку между компаниями, но не снизит доходы федерального бюджета. НДД позволяет сделать ставки для всех новых месторождений ниже.

Этот эффект получается за счет того, что на начальном этапе затраты на разработку высоки, а объемы продаж нефти со скважин - низкие. Однако после выхода месторождений на полную мощность НДД позволяет собрать больше налогов и компенсировать потери бюджета на начальном этапе.

То же самое касается и месторождений на заключительном этапе разработки: расходы на них начинают расти, а объемы добычи падать, следовательно, налогооблагаемая база снижается.

Чем плох НДД? Его сложно администрировать. В отличии от этого налога, действующие в России экспортные таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых взимать очень просто.

КАК НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ ОБЛАГАЕТСЯ НАЛОГАМИ СЕЙЧАС

НДПИ взимается на этапе добычи полезных ископаемых. Для большого числа природных ресурсов, добываемых в России, действуют адвалорные налоговые ставки.

Другими словами, добывающие полезные ископаемые компании отдают определенный процент от их стоимости. Налог с нефти и газа взимается по специфическим ставкам.

Это значит, что компании платят определенную сумму за каждый баррель нефти или кубометр газа, а не часть дохода от добытых ресурсов. Второй инструмент - таможенные пошлины - используется в том случае, если добытые в России ресурсы экспортируются.

Пошлины взимаются по тому же принципу, что и НДПИ – для нефти это определенная сумма с тонны ресурса.

ЧТО ПРОИСХОДИТ СО СБОРАМИ С ОТРАСЛИ СЕЙЧАС

Предложение «Роснефти» прозвучало на фоне масштабных изменений ставок таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, которые произошли 1 января.

В рамках нового правила пошлины резко сократятся, а НДПИ, напротив, вырастет.

Изменения предполагают, что за три года вывозные таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты - в 1,7-5 раз. При этом ставка НДПИ на нефть возрастет в 1,7 раза, а на газовый конденсат - в 6,5 раза.

newsland.com

Минфин подготовил законопроект о налоге на добавленный доход

Министерство финансов разработало законопроект о налоге на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли, пишет газета «Ведомости».

В распоряжении издания оказалась копия презентации с параметрами законопроекта, которую Минфин разослал компаниям и министерствам. Согласно законопроекту ставка НДД будет фиксированной на уровне в 70%. Налоговой базой станет расчетная выручка от добычи сырья минус расчетные транспортные затраты, экспортная пошлина и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), а также минус фактические операционные расходы (кроме транспортных) и капитальные вложения.

Как уточняют «Ведомости», взиматься НДД будет только тогда, когда окупятся все затраты компании, а также когда она получит фиксированную доходность по денежному потоку в размере 6%. НДД применяется и для старых и для новых месторождений, но исторические затраты учитываются только для новых - до года введения налога. Кроме того, сохранятся экспортная пошлина, налог на прибыль и НДПИ, но в измененном виде: стартовая ставка - 30%, а при достижении положительной базы по НДД она повышается до 40%.

Как отмечает издание, ограничение заключается в том, что все затраты с учетом убытков прошлых лет не должны превышать за период $20 за баррель. Федеральный чиновник, имя которого издание не называет, пояснил «Ведомостям», что они постепенно списываются и переносятся в базу будущего периода. По словам чиновника, этот законопроект хорошее предложение для нефтяников.

Как ранее писали «Ведомости», в мае президент «Роснефти» Игорь Сечин обратился в правительство с предложением поддержать НДД для новых и НФР (налог на финансовый результат) для выработанных месторождений.

Как ранее писал РБК, глава департамента экономики геологоразведки и добычи нефти и газа ЛУКОЙЛа Алексей Зиганшин говорил на слушаниях в Госдуме в марте, что, по расчетам его компании, в период с 2016-го по 2043 год только от внедрения НФР на шести предложенных ЛУКОЙЛом месторождениях (Лазаревское, Красноленинское, Нивагальское, Лас-Еганское, Имилорское, Апрельское в ХМАО) добыча нефти вырастет на 32,934 млн т, притом с 2016-го по 2020 год прирост составит 3,819 млн т, а доходы бюджета вырастут на 350 млрд руб.

Советник по GR генерального директора «Газпром нефти» Павел Карчевский рассказывал РБК, что из почти 5 тыс. скважин компании при действующей налоговой системе рентабельны лишь 1143. Он ожидает, что если налоговый эксперимент по предложенным компанией проектам внедрят с 2016 года, то к 2033 году при ценах на нефть $60 за баррель компания добудет на пилотных месторождениях 60 млн т нефти, а при сохранении НДПИ - только 40 млн т. Доходы государства в виде налогов при этом возрастут на 200 млрд руб.

www.rbc.ru

Правительство одобрило законопроект о налоге на добавленный доход

Правительство России одобрило законопроект о введении налога на добавленный доход (НДД), сообщил ТАСС в кулуарах Восточного экономического форума министр энергетики Александр Новак.

«Было совещание у вице-премьера России Аркадия Дворковича, на котором было принято решение», - сказал глава Минэнерго. В ближайшее время, по его словам, документ будет внесен на рассмотрение Госдумы.

Ранее замминистра энергетики Алексей Текслер заявил, что ведомство рассчитывает на принятие закона об НДД для нефтяной отрасли до 1 декабря. Для этого Минэнерго инициировало изменение Бюджетного кодекса.

Налог на добавленный доход в отличие от налога на добычу полезных ископаемых будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку.

Внесенный в правительство законопроект предполагает добровольный переход на НДД разработчиков новых месторождений и нефтепроизводителей на скважинах с головой добычей не более 15 млн т.

Заявки на участие в пилотном проекте по переходу месторождений на НДД подали «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Русснефть». Все они расположены в Западной Сибири, их совокупная добыча составляет около 7 млн т.

www.novayagazeta.ru

15.06.2018

15.06.2018; Портал для недропользователей - dprom.online: https://dprom.online/2018/06/15/ndd-plyusy-i-minusy-eksperimenta/

Российская экономика всегда серьёзно зависела от добычи углеводородного сырья. При этом в нынешних условиях наращивать свои объёмы нефтяным компаниям всё сложнее. Недропользователям стало невыгодно инвестировать в старые проекты, а разрабатывать новые для большинства — дорого . Исправить ситуацию призван налог на добавленный доход. По задумке, он частично заменит налог на добычу полезных ископаемых, обогатив казну на триллион рублей, а запасы нефти на 100 млн тонн. Отрабатывать пилотный вариант нового закона решено в 2019 году. А пока реформа ждёт своего принятия в Госдуме, вокруг неё продолжаются дискуссии.

«Индивидуальный» налог

Налог на добычу полезных ископаемых стал ведущим в нефтяной отрасли в 2001 году. За 16 с лишним лет неоднократно вскрывались его несовершенства, но кардинально систему никто не менял. Главный недостаток НДПИ в том, что он не учитывает затраты компаний на разработку месторождений, а взимается, исходя из объёмов добытой или экспортируемой нефти. Такой подход неизбежно ведёт к нерентабельности разработки как нетрадиционных запасов углеводородного сырья, так и новых месторождений со сложными климатическими условиями. Не способствует он и увеличению добычи на выработанных участках. Потому выгодным вариантом для компаний стало браться только за прибыльные и нерискованные проекты. Чтобы избежать серьёзного падения добычи и сокращения бюджетных доходов, Минфин ввёл для нефтяников сложную систему льгот. Схему вскоре логично прозвали «лоскутным одеялом». Вместо стимула для разработки трудных запасов, она разыграла борьбу среди компаний за новые и новые преференции. В итоге почти каждое месторождение фактически стало рассчитываться по индивидуальному налогу. Из-за сложностей фискального администрирования перестали учитываться многие нюансы. В стратегическом плане двигаться по этой модели налогообложения губительно для нефтяной отрасли, потому внедрение НДД разумно и оправдано, считает руководитель аналитического управления фонда энергетической безопасности Александр Пасечник.

«Как известно, компании порой получали послабления по тем или иным месторождениям на определённый период - ставки НДПИ ниже, или нулевые, всё зависело от конкретных решений и конкретных компаний. Если оставлять НДПИ, мы увидим ещё больше частных историй, частных запросов. Система принятия точечных льгот будет в авангарде, то есть мы увидим шквал таких просьб. Чтобы избежать этих административных частностей, мы идём к переходу на НДД. Это уже системное решение, пускай, пока пилотное, но оно заместит точечные фискальные запросы от нефтегазовых компаний», - говорит эксперт.

Что-то с чем-то

В течение двух последних лет параметры нового налога несколько раз изменяли и пересчитывали. В итоге НДД в предлагаемом формате - это что-то между налогом на прибыль и НДПИ. Он не является налогом на финансовый результат в классическом понимании, так как сохраняет многие элементы рентной системы налогообложения. Ставка НДПИ не исчезнет, но будет снижена. А НДД начнут взимать по следующей схеме: выручка минус фактические и расчётные расходы, умноженная на ставку в 50%.

В пилотном режиме НДД коснется четырёх категорий участков недр . К ним относятся: вновь разрабатываемые месторождения в отдельных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока ; участки, пользующихся льготами по вывозной таможенной пошлине; выработанные на 20-80% месторождения в традиционных регионах добычи ; вновь разрабатываемые участки недр с незначительными запасами также в традиционных регионах добычи.

Вступление в систему НДД добровольное. На данный момент участие в пилоте заявили 35 лицензионных участков. Известно, что их разрабатывают «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз».

Плечо от государства

Очевидный плюс при переходе на НДД для нефтяных компаний в том, что расходы на капитальные вложения могут быть приняты государством в полном объёме в момент их возникновения. Кроме того, повысится налоговая эффективность для гринфилдов: лимит фактических расходов не будут применять в течение 7 лет.

«Налог будет исчисляться с учётом экономики разработки месторождений за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволяет ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе ТРИЗы. До окупаемости проекта налоговая нагрузка для нефтяных компаний будет существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения , что позволяет повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость за более короткие сроки, сократить объёмы и сроки привлечения заемных средств, необходимых для реализации проекта, тем самым увеличить добычу углеводородного сырья на конкретном участке недр », - объясняет советник по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», доктор экономических наук Маргарита Козеняшева.

К слову, эксперт разделяет расчёты Минэнерго по ожидаемым сборам от НДД. До 2035 года доход должен составить порядка 1 трлн рублей, то есть в среднем, это около 50-60 млрд рублей ежегодно в течение 18 лет. Однако, по словам Козеняшевой, коррективы в этих прогнозах не исключены, так как никто не может точно предсказать, как в перспективе поведут себя цены на нефть, доллар, а также другие важнейшие валюты.

Опасения и риски

Компании, имеющие льготы по НДПИ и экспортной пошлине, боятся их потерять, потому особо не приветствуют переход на новый налог. Пока им действительно выгоднее оставаться в старой системе налоговых координат, уверена Маргарита Козеняшева . «Налоговые органы опасаются, что нефтяные компании будут необоснованно завышать свои затраты, занижая налогооблагаемую базу. Но эти опасения быстро развеются, как только система начнёт работать. Сегодня при том уровне контроля со стороны учёта, который есть, трудно сильно завысить затраты. В ходе реализации проекта перехода на НДД, что-то будет подкорректировано. Но в целом это, безусловно, нужно делать», - заключила профессор .

О том, что этот стратегический подход в виде НДД необходим для развития отрасли, говорят многие эксперты. Однако принимать новый налог правительство не спешит. Рассмотрение законопроекта годами откладывается. В этом прослеживается явный недостаток доверия государства к бизнесу, а также неготовность властей разделить с нефтяниками коммерческие риски при разработке сложных проектов. Именно поэтому предложенный НДД выглядит как модификация НДПИ.

«Тенденции по оптимизации налогообложения всегда существовали. Понятно, что Минфин и надзорные службы не могут слепо приветствовать инновации нефтяной отрасли. Хотя, в любом случае, стратегия развития нефтяной отрасли подразумевает фискальные перемены, в том числе и в пользу нефтяников. Баланс он всё ещё ищут. Поэтому мы видим насколько это всё туго движется с позиции нефтяников, потому и наши фискальные службы выступают за консерватизм подходов. Но я замечу, что у Минфина игры в стратегии не приоритет, им надо по факту работать и показывать чуть ли ни ежемесячный положительный результат, удерживать в рамках дефицит и сохранять в приемлемом русле годовой бюджет», - высказал свою точку зрения Александр Пасечник.

Мировая практика

В мировой практике рентные системы налогообложения остались в странах, где проблема истощения ресурсов и увеличения доли ТРИЗ неактуальна: Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ. Например, в Канаде для стимулирования разработки ТРИЗ одновременно с рентной системой устанавливаются специальные правила налогообложения, фактически аналогичные налогу на финансовый результат. Другие нефтедобывающих страны, такие как Англия и Норвегия, отошли от роялти ещё в начале 2000-х, что позволило им существенно увеличить налоговые поступления в бюджет за счёт увеличения объёма добычи сырья. Опыт Норвегии аналитики приводят отдельно. Нефтяную отрасль там облагают налогом на прибыль, к которому прибавлен специальный налог по ставке 78%. По такой же ставке, в случае убытков, государство из бюджета возмещает компаниям расходы на геологоразведочные работы.

Ставку НДД в России неоднократно пытались завысить, однако все же остановились на 50. Роман Шумяцкий, государственный советник РФ, доцент кафедры общественных финансов НГУЭУ, считает такой процент вполне адекватным.

«Понятно, что все организации и налогоплательщики не только в нашей стране, но и во всём мире, не хотят платить налоги, потому что это - часть имущества. Поэтому и должно быть разумным соотношение. В своё время американский экономист Лаффер выяснил, какая максимальная налоговая нагрузка может быть на бизнес, чтобы и государство не в проигрыше оставалось и бизнесу было бы нормально. Так вот, он определил ставку в 40-50% налоговых изъятий. Если больше - бизнес либо затухнет, либо уйдёт в тень», - уверен советник.

Как на самом деле на нефтяной отрасли отразится НДД, станет понятно только в 2020-22 годах. Потому как должен пройти хотя бы один финансовый год в новой налоговой системе. Напомним, что заработать она сможет лишь в 2019 году, при условии, что законопроект примет Государственная Дума.

В 2019 г. для России и нефтяной отрасли предполагаются существенные изменения. В области законодательства РФ изменения коснуться системы налогообложения нефтяного бизнеса.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Изменения, которые будут внесены в новом порядке системы налогообложения, направлены на снятие ряда некоторых льготных мер за некоторыми местами рождения нефти.

НДД пока что проходит корректировку некоторых пунктов и уточнений, дабы снизить риск падения нефтяной продукции, в частности, ее стоимости на мировом рынке.

Что это такое

Добавленный доход - разница между доходами от реализации нефтепродуктов компании и потраченных на ее добычу ресурсов.

Тогда, налог на добавленный доход представляет из себя налоговый сбор на добычу и продажу нефтепродукции, без учета потраченных на нее техники, материалов переработки, иных затрат.

В том числе, не берутся во внимание затраты на эксплуатацию нефти транспортом и т. д. Налоговый сбор будет осуществляться с итоговой суммы продажи продукции, а не с добытого объема, как раньше.

Налоговый сбор на 2019 г. на нефтепродукцию пока предполагается в размере 50%. Что именно произойдет:

  • размеры вычета налога;
  • порядок его уплаты;
  • вместо НДПИ придет на смену НДД - налог на добавленный доход нефтепродукции.

Правовая база (законопроект)

Законопроект о налоге на добавленный доход должны ввести не раньше 2019 г. Об этом утверждается в очередном правительственном заседании.

Изначально планировалось его активация в 2019 г., но в силу обстоятельств, проект коснется лишь новых точек месторождения нефти, соответственно, молодых нефтяных компаний и скважин.

За словами вице-премьера РФ, за проектом от управления Президента РФ поступило несколько значительных замечаний со стороны технического характера.

После корректировки недочетов, проект снова выставят на обсуждение в думу для утверждения. Пока проект находится в «пилотном» режиме.

Первый этап принятия закона на НДД состоялся при первом чтении думы. НДД был изначально предложен и разработан совместно с Минэнерго и Минфин РФ.

Что значит для бюджета

Специалисты прогнозируют, что благодаря нововведения в системе налогообложения в нефтяной отрасли, государственный бюджет может пополниться на сумму около 600 млрд. руб.

Должен снизиться прежний налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но сам налог, как таковой, останется, его никуда не уберут.

Суть внедрения нового налога в том, чтобы заменить ряд льгот на нефтяную продукцию по экспорту и размер ставок в направлении добычи этой продукции для молодых участков месторождения нефти.

В общем получается, что государство как бы предлагает нефтяным компаниям вроде обмена, где они отменяют льготы, но вводят новую систему налогового вычета с рядом множественных послаблений.

Для государства такой встречный шаг к нефтяному бизнесу имеет значение. Отменив пошлину на экспорт продукции и заменив ее на налог на добавленный доход, Минфин находит еще один дополнительный источник дохода для бюджета страны.

Опасен ли для нефтяной отрасли

Поскольку нововведения неизбежны в любом случае, то нефтяные компании все стараются отстоять свое право выбора типа налогового вычета в своей деятельности.

Так как новый законопроект НДД еще окончательно не утвержден правительством РФ, за компаниями остается право выбора порядка налогообложения.

Компании могут выбирать, оставаться еще на старой системе вычета НДПИ или переходить на новую НДД.

Обратите внимание, что и старая программа никуда не девается, просто снижается ее стоимость, потому компаниям придется удерживать два типа налогов от добычи и доходов по продукции.

Минфин пробовал распространить сначала новый проект за нефтяными месторождениями свежими, новыми, но при этом, минуя те, к которым уже с 2016 г. стали применяться экспортные льготы за НДПИ.

За поддержкой вице-премьера Дворковича, еще на протяжении 2019 г. за компаниями остается право выбора системы налогообложения — оставаться на старой или перейти уже на новую, отказавшись от старых льгот.

С другой стороны, если правительство отменить старую систему налогообложения на доход полезных ископаемых, то всем нефтяным компаниям «добровольно-принудительно» придется перейти на новый порядок.

Тем самым, старая система потеряет свой смысл, если кто-то еще попытается ею пользоваться. По мнению экспертов, с применением новой НДД, нефтяные компании не много выиграют.

Другой вопрос касается технической части отрасли. К примеру, установили пороговое значение по выработке браунфилдов (молодых месторождений нефти).

Речь идет о месторождениях, у которых выработано от 20% до 80%, а для Сибири только 5%. Эксперты практически единогласно утверждают, что старания компаний не принесут желаемого результата, как таковым.

Вероятные последствия

Как может отразиться нововведение в 2019 году на нефтяной бизнес? Как и многие законопроекты, НДД должен себя оправдать. Все напрямую зависит от успешности проекта.

Пока что очень сложно что-то сказать, поскольку ранее привычный всем НДПИ отличается от нового НДД, который рассчитывался от оборота добытой нефтяной продукции.

На примере, в США была такая попытка введения аналогичной программы, но в итоге она претерпела крах, вследствие чего, стоимость нефти упала в 3 раза в своей цене.

Программу нужно вводить грамотно и постепенно, присматриваясь к последствиям ее течения, как она работает в действии.

Нефтяной бизнес - серьезный бизнес, который не терпит погрешностей. Для бюджета реформа выглядит болезненно, если смотреть на все в краткосрочной перспективе.

Но если страна хочет сделать большой и серьезный шаг в данной сфере деятельности, то придется потерпеть, приложив изрядно немало усилий.

Что можно сказать в заключении темы? Все остается актуальным ряд спорных и нерешенных вопросов, такие как:

Новый проект имеет право на существование, он будет реализован на законных основаниях. Государство с помощью НДД получает дополнительный источник прибыли в бюджет.

Видео: что нужно знать

С помощью НДД можно заменить с легкостью старый порядок НДПИ, при этом, не отменяя последний полностью.

В то же время, для нефтяных компаний принятие НДД неизбежно, за словами экспертов им все равно придется это сделать.

При этом они убеждены, что компании не понесут убытков, а наоборот, все равно придется увеличить расходы на нефтяную добычу и реализацию продукции, а с помощью нового законопроекта НДД это станет проще. Компании поучают также прозрачную систему налогообложения.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 199-ФЗ , вносящий поправки в части первую и вторую Налогового кодекса.

Этим законом в НК добавлена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Новый налог уже получил краткое наименование НДД.

Базой для исчисления НДД станет расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и так далее.

Налоговым периодом является календарный год, отчетным - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговая ставка НДД составит 50%.

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений:

  • первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью до 5%.
  • вторая группа — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.
  • третья группа — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 миллионов тонн).
  • четвертая группа — новые месторождения Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 51 миллиона тонн в год.
Федеральная налоговая служба разработку декларации по НДД.

Законопроект о введении налога на добавленный доход для нефтяной отрасли (НДД) только недавно принят Госдумой в 3-ем чтении, а ФНС уже приступила к разработке соответствующей налоговой декларации.

Напомним, новый налог будет зависеть не от натуральных показателей нефти, как НДПИ, а от доходов нефтяников. Таким образом предполагают стимулировать разработку новых месторождений. Ставка НДД составит 50%.

На сайте проектов НПА опубликовано уведомление ФНС о начале разработки формы и электронного формата налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

В нефтяной отрасли проведут эксперимент по введению налога на добавленный доход (НДД). Соответствующий закон, принят Госдумой в третьем чтении, сообщила «Парламентская газета» .

Эксперимент по введению НДД продлится 5 лет и будет касаться 5 процентов месторождений в России. Новый налог будет зависеть не от натуральных показателей нефти, как НДПИ, а от доходов нефтяников. Таким образом предполагают стимулировать разработку новых месторождений. Новый налог отнесён к федеральным налогам, его ставка составит 50 процентов.

Закон также предполагает снижение акцизов на бензин класса 5 и дизельное топливо на 3700 и 2600 рублей на тонну. Снижение происходит «задним числом», с 1 июня 2018 года, и связано с необходимостью остановить рост цен на топливо.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о введении налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов и снижении акцизов на топливо. Третье чтение запланировано на 5 июля, пишет РИА Новости .

Новый механизм предполагает снижение налоговой нагрузки на этапе геологоразведочных работ, добычи, разработки месторождения до того, как оно выходит на обычный режим эксплуатации.

Налог будет взиматься не с объемов нефти, а с денежного потока. Базой для исчисления НДД станет расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и так далее.

Налоговая ставка НДД составит 50%.

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений.

Первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью до 5%.

Вторая группа — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.

Третья группа — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 миллионов тонн).

Четвертая группа — новые месторождения Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 51 миллиона тонн в год.

Кроме того, по налогу на добычу полезных ископаемых с 1 сентября по 31 декабря текущего года предлагается увеличить с 1,4022 до 2,055 коэффициент, который характеризует экспортную доходность единицы условного топлива.

Во втором чтении законопроект дополнили нормами о снижении с 1 июня акцизов на бензин на три тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо — на две тысячи рублей от действующих ставок.

Также предложено отказаться от предполагавшегося ранее повышения акцизов на 700 рублей с 1 июля. В результате акциз на бензин пятого класса с 1 июня снижается до 8,213 тысячи рублей за тонну с 11,213 тысячи рублей. Предполагается, что он останется на этом уровне до конца года.

При этом акциз на бензин, который не соответствует пятому классу, сохраняется в размере 13,1 тысячи за тонну.

Акциз на дизельное топливо снижается до 5,665 тысячи рублей за тонну с 7,665 тысячи рублей.

Пилотный проект по переходу нефтяных месторождений с налога на добычу полезных исполняемых (НДПИ) на налог на добавленный доход (НДД) будет запущен не раньше 2019 года, рассказал журналистам первый замминистра энергетики Алексей Текслер.

По его словам, ведомства уже не успевают внести законопроект в Госдуму. Налоговый период по НДД будет равняться календарному году, а значит изменения в Налоговый кодекс должны быть внесены до 1 декабря, чтобы успеть вступить в силу с 1 января следующего года.

Ранее о возможном переносе на 2019 год запуска пилотного проекта по переходу нефтяников на НДД заявлял глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

Минфин и Минэнерго уже несколько лет обсуждают законопроект о введении НДД, пишет РБК . 1 октября вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что законопроект об НДД полностью готов и получил заключение главного правового управления администрации президента. Он отметил, что у ведомства есть технические замечания, которые можно устранить в течение нескольких дней и вынести законопроект на заседание правительства. А Сазанов из Минфина прогнозировал, что правительство может принять решение до конца октября.

Сейчас нефтяные компании платят НДПИ и экспортные пошлины, эти налоги взимаются с выручки. Реформа предполагает частичную замену НДПИ новым налогом — на добавленный доход. Ставка налога составит 50%, он будет взиматься с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. НДД должен был заработать с 2018 года в виде эксперимента для пилотных проектов.

Министерства финансов и энергетики концептуально договорились о налоговой реформе нефтяной отрасли (переход с фиксированного НДПИ на налог на добавленный доход, НДД), сообщили газете "Ведомости" участники встречи из двух министерств.

Реформа коснется и новых месторождений в новых регионах (выше 65-й широты, первая группа), и старых (вторая группа; добыча не более 10 млн т в год - будет подготовлен список). Камнем преткновения был вопрос, все ли новые месторождения подпадают под реформу. Минэнерго настаивало на добровольном переходе на новый режим, Минфин был против. Во вторник на встрече чиновники Минэнерго наконец примирились с обязательностью реформы, рассказали чиновники, но только на условиях, уже согласованных с Минэнерго.

Условия таковы. Ставка НДД - 50%, вместо пошлины и НДПИ будет только НДПИ. При новых параметрах нагрузка от НДПИ для зрелых месторождений значительно снижается, а для новых со льготами - незначительно повышается.

Нефтяники, говорят чиновники, согласились по двум причинам. Во-первых, большой выигрыш для старых месторождений - по сути, квазильгота, бюджет теряет до 40 млрд руб. Во-вторых, на новых месторождениях выгодно менять льготы по пошлинам на НДД - велик шанс, что их вместе с самими пошлинами отменят, даже если не будет НДД.

Ускорение налогового маневра активно обсуждается, рассказывают три федеральных чиновника. Пошлины снижаются с 2015 г. (и соразмерно растет НДПИ), в 2017 г. по закону они упадут до 30%. Минфин хочет их обнулить - автоматически исчезнут и льготы. Нефтяникам нечего терять, констатирует консультант, участвующий в обсуждениях. В этом контексте НДД очень привлекательный вариант, уверен чиновник.

Маневр нужен Минфину: налоговая база НДПИ больше, а кроме того, пошлины искажают ценообразование - к ним по формуле привязана внутренняя цена на нефть. Обнуление снизит маржу НПЗ - обсуждаются компенсации. Но оно вряд ли будет до 2018 г., думает чиновник. Обсуждается и повышение НДПИ - оно может и совпасть, и не совпасть с обнулением пошлин.

Маневр нужен Минфину: налоговая база НДПИ больше, а кроме того, пошлины искажают ценообразование - к ним по формуле привязана внутренняя цена на нефть. Обнуление снизит маржу НПЗ - обсуждаются компенсации. Но оно вряд ли будет до 2018 г., думает чиновник. Обсуждается и повышение НДПИ - оно может и совпасть, и не совпасть с обнулением пошлин.

Представитель Минфина уже официально говорил «Ведомостям», что компенсировать выпадающие 40 млрд руб. будет повышение НДПИ на месторождениях, не подпавших под налоговую реформу. Повышение - почти решенный вопрос, оно может быть объявлено уже осенью, даже если НДД не будет, знает один из чиновников.

Нефтяников затягивают в рискованную игру с Минфином, у которого заведомо более сильная позиция: ситуация с бюджетом тяжелая, констатирует один из участников обсуждений в Минфине.

НДД хорош для всех, он увеличит и добычу, и - в итоге - налоги; главное, чтобы все эти маневры скрыто не увеличили нагрузку на отрасль, она и так запредельно высока, указывает Сергей Вахрамеев из GL Asset Management.

Минфин РФ подготовил новые предложения по налогообложению нефтяной отрасли, предполагающие введение налога на добавленный доход (НДД) для старых и новых месторождений. Их реализация приведет к выпадающим доходам бюджета.

Реформа будет распространяться как на новые, так и на некоторые старые месторождения, для последних будет подготовлен список пилотных проектов. Суммарная добыча на старых месторождениях не должна превышать десять млн тонн, для новых ограничения нет, сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на презентацию Минфина.

Министерство предлагает взимать с нефтяников 50% с доходов от продажи нефти за вычетом расходов на добычу и транспортировку, но не более 9520 руб. за тонну. НДПИ при $50 за баррель на старом месторождении составит $17,5, или 35% цены. Для новых месторождений предусмотрены каникулы: первые пять лет промышленной разработки НДПИ составит $7 при $50 за баррель (14% цены), затем будет увеличиваться, и с восьмого года разработки будет применяться обычная ставка.

Минфин РФ подготовил и разослал в министерства и нефтяные компании презентацию с параметрами законопроекта о налоге на добавленный доход (НДД).

Согласно презентации, ставка НДД составит 70%. Налоговая база будет определяться расчетной выручкой от добычи сырья за минусом расчетных транспортных затрат, экспортной пошлины и НДПИ, а также фактических операционных расходов и капитальных вложений.

При этом НДД начинает взиматься только тогда, когда окупятся все затраты компании плюс она получит фиксированную доходность по денежному потоку в размере 6%. Введение НДД предусматривает сохранение экспортной пошлины на нефть, налога на прибыль и НДПИ. Вместе с тем, ставка НДПИ будет скорректирована, сообщает газета «Ведомости» .

Напомним, ранее депутаты Югры № 862141-6 о введении специального налога на прибыль для нефтяников, который должен заменить НДПИ. Ставка этого налога составит 60%.

Минфин провел на минувшей неделе совещание с нефтяными компаниями по разработке законопроекта о налоге на добавленный доход (НДД).

При этом новый законопроект станет альтернативой уже внесенному в Госдуму законопроекту о налоге на финансовый результат (НФР) для нефтяной отрасли.

Оба налога предусматривают замену действующего в настоящее время НДПИ. Оба налога учитывают затраты нефтяников на разведку и добычу нефти. В тоже время порядок учета расходов у НФР и НДД разный.

В налоговой базе по НФР капитальные затраты нефтяников списываются ускоренно (дополнительно 40% за четыре года). Налоговая база по НДД учитывает эксплуатационные затраты и все капитальные вложения. Но при этом ставка налога - плавающая и зависит от Р-фактора, то есть отношения накопленного дохода к накопленным расходам. Таким образом, при повышении рентабельности ставка НДД будет расти.

Кроме того, предполагается, что НФР заменит НДПИ только на действующих месторождениях, а НДД предназначен для новых, передает газета «Ведомости» .

Президент ОАО «НК«Роснефть» Игорь Сечин намерен предложить ввести налог на добавленный доход (НДД) для новых нефтяных месторождений.

Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил сегодня по итогам совещания у премьера, что Правительство РФ намерено ввести налог на финансовый результат для проектов трех компаний.

По словам министра, в качестве пилотных проектов предложено 12 месторождений трех нефтегазовых компаний - «Газпромнефть», ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз».

Глава Минэнерго отметил: «Сегодня председатель правительства принял решение о необходимости внесения изменений и принятия правительством решения о подготовке такого законопроекта, в котором будут отражена необходимость внедрения пилотных проектов на основе налога на финансовый результат».

«Очень много мы сегодня обсуждали ключевые развилки: вопросы, на которые еще нет ответа, по которым требуется дополнительная проработка. По ряду из них сегодня было приняты решения председателем правительства - одна из развилок касается введение налога на финансовый результат в качестве пилотного проекта», - сообщил Александр Новак, передает ТАСС .

Заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил на парламентских слушаниях на тему «Налогообложение нефтяной отрасли», что переход от НДПИ к налогу на финансовый результат потребует создания системы учета добытой нефти, учета доходов и расходов, распределения доходов внутри вертикально интегрированных компаний.

Представитель Минфина пояснил, что все эти вопросы решаемы, но требуют обкатки. При этом Сергей Шаталов отметил, что налог на финансовый результат не является универсальным и не может быть тиражирован автоматически на все месторождения.

Заместитель министра пояснил, что данный налог не принесет положительных результатов для тех месторождений, которые уже сегодня пользуются налоговыми каникулами, льготами по экспортным пошлинам, специальными режимами по шельфу и трудноизвлекаемым запасам.

Также Сергей Шаталов отметил, что налог на финансовый результат должен зачисляться в федеральный и региональные бюджеты, передает пресс-служба Госдумы РФ.

Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов сообщил журналистам, что при распространении налога на финансовый результат на все месторождения доходы федерального бюджета могут сократиться на сотни миллиардов рублей.

«Это грубые оценки, им доверять особо не стоит, но речь идет о сотнях миллиардов рублей», - заявил Сергей Шаталов, передает «Интерфакс» .

Напомним, Правительство РФ рассматривает в пилотном режиме с 2016 года.

В настоящее время нефтяные компании уплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль и другие виды налогов. При этом новый налог на финансовый результат, который заменит действующую систему налогообложения нефтяников, по мнению ряда экспертов позволит учитывать затраты на разработку месторождений.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил на Красноярском экономическом форуме, что правительство не планирует корректировать режим налогообложения нефтяных компаний.

«Мы рассматриваем только отдельные заявки на предоставление льгот, а общий режим менять не будем», - пояснил зампред правительства.

.

Напомним, в настоящее время нефтяные компании уплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль и другие виды налогов. При этом новый налог на финансовый результат, который заменит действующую систему налогообложения нефтяников, по мнению ряда экспертов позволит учитывать затраты на разработку месторождений.

Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин сообщил сегодня на «Гайдаровском форуме - 2015», что Минфин считает неприемлемым принцип пилотных проектов по переходу на налог с финансового результата.

Представитель Минфина отметил: «Закон, который внесен ХМАО, нас категорически не устраивает, принцип пилотных проектов видим категорически неприемлемым. Основа на преференциальной системе налогообложения категорически не соответствует нашим принципам. Если мы хотим делать реформы налогообложения в нефти, надо делать ее универсальной».

Кроме того, Илья Трунин отметил, что из-за низкой цены на нефть доходы бюджета РФ от добычи углеводородов снижаются, передает

12.05.2015 - 09:00

НДД позволяет поддержать новые нефтяные месторождения, но его очень трудно администрировать

В начале мая СМИ сообщили о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил ввести для новых нефтяных месторождений, разрабатываемых в России, налог на добавленный доход. Однако против реформы выступило Министерство финансов.
«Бюджет» подготовил материал о том, что такое НДД и чем эта форма налогообложения добывающей отрасли отличается от двух уже применяемых в России – таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых.

Предложения «Роснефти» и ответ Минфина
По данным СМИ, «Роснефть» уже подготовила законопроект по НДД. При этом сам И. Сечин описал реформу в письме заместителю главы правительства Аркадию Дворковичу.
В свою очередь, в Минфине эксперимент с НДД назвали несвоевременным. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства Илья Трунин 8 мая заявил агентству ТАСС, что вопрос срочного введения НДД не проработан.
В целом НДД обладает теми же недостатками, что и налог на финансовый результат (НФР), эксперимент по введению которого сейчас прорабатывается Минэнерго, добавил он.
«Сейчас не время для экспериментов в отрасли, которая в целом обеспечивает до 50% доходов бюджетной системы», - приводит агентство его слова.
И. Трунин подчеркнул, что действующая система налогообложения нефтяной отрасли за последние годы пополнилась огромным количеством льготных режимов и был проведен налоговый маневр, который привел к снижению нагрузки на нефтедобычу.
Он добавил, что система устоялась, а эффект от нововведений не просчитан.
И. Трунин пояснил, что НДД устраивает нефтяные компании, так как даст им дополнительные льготы, позволит стимулировать инвестиции и увеличивать капиталовложения. Но оценка НДД с точки зрения влияния на экономику в целом неоднозначна.

Что представляет собой налог на добавленный доход
НДД начисляется на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налог облагает не всю выручку компании или объем добытых ей ресурсов, а финансовый результат.
Переход на НДД обсуждается уже несколько лет. Ранее неоднократно сообщалось, что новая система поможет более справедливо распределить налоговую нагрузку между компаниями, но не снизит доходы федерального бюджета.
НДД позволяет сделать ставки для всех новых месторождений ниже. Этот эффект получается за счет того, что на начальном этапе затраты на разработку высоки, а объемы продаж нефти со скважин - низкие.
Однако после выхода месторождений на полную мощность НДД позволяет собрать больше налогов и компенсировать потери бюджета на начальном этапе. То же самое касается и месторождений на заключительном этапе разработки: расходы на них начинают расти, а объемы добычи падать, следовательно, налогооблагаемая база снижается.
Чем плох НДД? Его сложно администрировать. В отличии от этого налога, действующие в России экспортные таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых взимать очень просто.

Как нефтяная отрасль облагается налогами сейчас
НДПИ взимается на этапе добычи полезных ископаемых. Для большого числа природных ресурсов, добываемых в России, действуют адвалорные налоговые ставки. Другими словами, добывающие полезные ископаемые компании отдают определенный процент от их стоимости.
Налог с нефти и газа взимается по специфическим ставкам. Это значит, что компании платят определенную сумму за каждый баррель нефти или кубометр газа, а не часть дохода от добытых ресурсов.
Второй инструмент - таможенные пошлины - используется в том случае, если добытые в России ресурсы экспортируются. Пошлины взимаются по тому же принципу, что и НДПИ – для нефти это определенная сумма с тонны ресурса.

Что происходит со сборами с отрасли сейчас
Предложение «Роснефти» прозвучало на фоне масштабных изменений ставок таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, которые произошли 1 января. В рамках нового правила пошлины резко сократятся, а НДПИ, напротив, вырастет.
Изменения предполагают, что за три года вывозные таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты - в 1,7-5 раз. При этом ставка НДПИ на нефть возрастет в 1,7 раза, а на газовый конденсат - в 6,5 раза.